Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

курсовая работа

2.3 Технологии активизации жизненного пространства в перевоспитании и содержании осужденного в местах заключения

Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. Она отличается, во-первых, тем, что воспитательно-исправительные воздействия являются основным фактором, детерминирующим процесс исправления, где социальный работник выступает одним из участников. Во-вторых, воспитательная политика исправительных учреждений предусматривает комплекс мер и норм поведения, обязательных для осужденных. В-третьих, эти политика и меры должны проводиться в строгом соответствии с принципами. Уголовно-исполнительного кодекса. А именно: общеправовых, таких как законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, а также - дифференциации и индивидуализации - учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения.

В контексте таких подходов разрабатываются и могут использоваться специалистом технологии социальной, социально-педагогической, социально-психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы как открытой, востребованной во всем мире специальности, полезно обращение к историческому, региональному и зарубежному опыту.

Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные технологии; технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.

Организационные технологии

С учетом того, что одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - это проблема отчуждения, отторжения близкими, наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие в себя различные формы сотрудничества: между заключенными; заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родными и близкими; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждении и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и требует профессиональной поддержки.

Организация групп заключенных

Коллективный характер деятельности усиливает воспитательное воздействие. Специально организованная общность заключенных для выполнения каких-либо задач может иметь разные направленности: образовательные, культурно-досуговые, трудовые, проблемные.

Действия социального работника.

Оценка интересов и возможностей заключенных, организация групп самопомощи, групп родственников заключенных, групп (организаций) содействия заключенным. Социальный работник устанавливает плодотворные и, содержа тельные отношения с клиентом, осуществляет диагностику причин криминального поведения, содействует осознанию необходимости изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами: быта, отношения с администрацией, другими заключенными.

Соблюдение порядка - одно из условий, поддерживающих позитивное положение заключенных, дающее различного рода льготы. Участие в работе по предупреждению нарушения порядка также стимулирует выгоды заключенных. Социальный работник оценивает возможности включения того или иного человека в секции дисциплины

u порядка (СдиП) которые организуются по инициативе администрации. Для заключенных, обеспечивающих соблюдение порядка, допускается свободный режим перемещения (патрулирования по территории колонии). Они получают дополнительные льготы (права на внеочередные свидания, посылки, отпуск и т. д.) И возможность перевода на режим колония-поселение и условно-досрочное освобождение. Традиционно действующие секции часто включают в свой состав людей, имеющих образование, опыт профессиональной деятельности.

Информирование u консультирование заключенных

Ограждение от внешнего мира объективно сужает информационные каналы для заключенных. Возросшая по заключению потребность в правовой информации не удовлетворяется. 96% опрошенных заключенных отмечают отсутствие правовой литературы, а 4% - что ее мало. О своих правах и обязанностях они узнают от администрации. Вместе с тем в 70% жалоб осужденных указываются нарушения администрацией норм содержания под стражей. Кроме проблем информирования по вопросам права заключенные испытывают трудности в использовании «возможностей среды обитания» в своих интересах.

Информационно-консультационная работа в пенитенциарных учреждениях должна опираться на требование международного сообщества к социальной работе о незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ресоциализации. Так, согласно ст. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, « ... с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения».

Таким образом, выделяются следующие направления информационной работы в пенитенциарном учреждении:

о правах, которыми может пользоваться заключенный;

об особенностях и условиях, нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т. д.);

о внешнем мире, в который заключенный должен вернуться

Учитывая, что в отечественной практике особую актуальность приобретает поддержание правового информирования и консультирования, требуется разработка мер по развитию этого направления с учетом зарубежного опыта и предложений по реформированию пенитенциарной системы в Казахстане.

Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. Особое внимание уделено перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить: «Полезные организации», «Условия к визитам в тюрьму», «Жалобы И предложения», «Социальная защита и выплата по освобождению», «Женщины-заключенные», «Малолетние правонарушители», «Дисциплина в тюрьме» «Служба социального обеспечения» и др.

Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. В их задачи входит:

помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных;

налаживание контакта с внешним миром, семьей;

подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;

подбор необходимой образовательной программы;

организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме

В Казахстане, в частности, заслуживают поддержки предложения правозащитных организаций о разработке нормативных актов, регулирующих порядок работы дежурного адвоката (защитника) или защитников из состава правозащитных организаций в пенитенциарной системе; равно как и о действиях, предваряющих заключение.

Таким образом, информирование и консультирование включает определенную систему действий, связанных с проблемами «информационного голода», поведения в новой ситуации и в новом статусе. Эти действия охватывают различные уровни и субъекты взаимодействия социального работника в пенитенциарной системе, включая заключенных, их семей, специалистов других ведомств, различных организаций, с которыми контактирует исправительное учреждение.

Действия социального работника по информированию и консультированию:

Помощь в оценке проблемы.

2. Разъяснение последствий и различных альтернатив решения.

3. Сообщение в доступной форме о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации) или способах ее получения.

4. Обучение приемам, технологиям, необходимых заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении.

Индивидуальная реабилитация заключенных

Нахождение в пенитенциарном учреждении требует реалиcтичнoй оценки положения и неизбежной ограниченности в действиях, включения в субкультуры тюремной жизни. Важное место здесь занимает работа, сосредоточенная на отдельной личности и ее нуждах.

Во многих странах социальные работники организуют специальные программы по реабилитации преступников, которые основаны на методах активного изучения права, государственного устройства и участия в правоотношениях. По мнению специалистов, такие новейшие программы должны сочетать тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисной ситуации! Например, в тюрьмах Германии важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и руководителями тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между, заключенными и их родственниками, помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов и др.

Действиями социального работника в процессе индивидуальной работы являются:

* оказание помощи в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения);

* помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта;

* оказание помощи в рассмотрении альтернатив и поиска правильного выбора решения, включая проблемы заключенного после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.);

* поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т. д.

* социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи;

* содействие в защите прав заключенного.

Организация трудовой занятости

Труд осужденных стоит в ряду основных способов исправления в условиях пенитенциарного учреждения. Однако право на труд здесь реализуется с большими ограничениями. Труд осужденных оплачивается значительно ниже, чем труд работников на свободе, и чтобы реализовать свое право на заработок средств не ниже установленного законом минимума заработной платы, осужденный трудится значительно больше.

Среди заключенных большое число незанятых в силу отсутствия рабочих мест, что является серьезным ограничением на пути их исправления и содержания. Если в СССР для лиц, находящихся в местах лишения свободы, как правило, создавались рабочие места, и люди. Фактически своим трудом обеспечивали себе условия существования, то сейчас государство вынуждено кормить и содержать их за счет собственных финансов, бюджетных средств на это не хватает. Люди, находящиеся в следственных изоляторах и исправительных колониях, мерзнут и голодают. Как следствие - высокий уровень заболеваний. В этих условиях в организации занятости заключенных заслуживают внимания следующие меры:

* разработка, и реализация региональных программ содействия трудовой занятости осужденных;

* выполнение производственных заказов предприятий и, организаций;

Делись добром ;)