Социальная работа и социальные программы в США

курсовая работа

3.1 Основные программы социальной помощи

Государственные программы социальной помощи охватывают наиболее нуждающиеся категории населения - пенсионеров, имеющих доход ниже установленного уровня, ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних детей из бедных по американским стандартам семей - и финансируются из средств государственного бюджета.

Основные государственные социальные программы функционируют в рамках системы социального обеспечения, которая распадается на несколько подсистем:

· социальное страхование;

· государственная помощь;

· программы медицинской помощи;

· программы для ветеранов;

· программы жилищного обеспечения;

· помощь студентам из малообеспеченных семей на оплату обучения (в виде дотаций и займов на льготных условиях).

Социальное страхование включает в себя следующие основные компоненты:

1. ежемесячные выплаты вышедшим на пенсию рабочим и служащим и зависимым от них членам семей;

2. пенсии одиноким и семьям, пережившим кормильца;

3. пособия работникам, утратившим трудоспособность, и членам их семей;

4. медицинские услуги пожилым и престарелым ("Медикэр");

5. страховые выплаты по безработице.

Если социальные программы не имеют узкоцелевого назначения, то они могут включать в себя подпрограммы. Например, в 1993 г. Конгресс утвердил создание для штатов 9 блоковых программ, образованных путём объединения 50 федеральных узкоцелевых программ.

Структура основных социальных программ по их характеру и адресности представлена в Приложении 1.

Программы социального страхования являются наиболее крупными по стоимости, числу охваченных ими лиц и доле в общих социальных расходах федерального бюджета: в 1981 г. эта доля составила 65,5%, в 1989 г. - 73,2%. От взносов на соцстрах поступает более 1/4 государственных доходов. Эти взносы, образуемые из индивидуальных отчислений от общего фонда заработной платы, дают право тем, кто их выплачивает, на получение пенсий. Среди семейных домохозяйств, возглавляемых лицом в возрасте от 65 лет и старше, 93% получают ныне пенсии по линии государственного социального страхования. Без них число людей, относящихся к категории бедняков, было бы вдвое больше. Система госстраха охватывает практически всю гражданскую рабочую силу страны, которая в начале 90-х годов составляла свыше 120 млн. человек. В этот период программы пенсионного обеспечения по старости, в связи с утратой кормильца и нетрудоспособностью, а также медицинского страхования распространялись на 106,1 млн. человек (88,2% гражданской рабочей силы); программа пенсионного обеспечения служащих федерального правительства, правительств штатов и местных органов управления - почти на 7 млн. человек (5,7%); программа страхования по безработице - почти на 104 млн. человек (86,2%).

Своими корнями государственное социальное страхование США уходит во времена депрессии 1929 - 1933 гг., когда обанкротились частные пенсионные фонды. Необходимость в нём была обусловлена подрывом доверия американцев к возможности материального обеспечения старости лишь на частной основе. Американское общество не могло допустить, чтобы люди, по недостатку предусмотрительности или по иным причинам не скопившие в прошлом достаточно средств, умирали от голода, расплачиваясь за собственные ошибки.

В силу того, что платежи в страховые фонды носят обязательный характер, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Преимущество системы принудительных вычетов заключается в том, что нет необходимости проверять каждого человека, отложил ли он в данном году требуемую сумму на обеспечение старости.

При частной программе сбережений люди могут осуществлять свои платежи, одновременно аккумулируя проценты, и затем, в старости, получить то, что они выплатили, вместе с процентами, накопившимися за всё это время. Индивид, который делал сбережения, внося вклады в частный сберегательный проект, выйдя на пенсию, получает ежегодную фиксированную пожизненную ренту. Система же государственного социального страхования, в отличие от частной или групповой, является системой трансфертных программ, а не программ сбережений. Ежегодно вносимые суммы практически не накапливаются, т.к. правительство каждый год использует свои доходы, поступающие от налогов, на социальное страхование, чтобы платить людям, получающим пособия в данном конкретном году.

После ОФП второй по стоимости и численности получающих услуги государственной программой является "Медикэр": в 1997 фин. г. расходы на неё составили 190 млрд. долл., а число пользователей медицинскими услугами - свыше 36 млн. чел. Economic Report of the President, Transmitted to the Congress. Febr. 1988, Wash. (D. C.), 1998. P. 375. В настоящее время страховкой по "Медикэр" пользуются четыре из каждых пяти престарелых американцев, и для большинства из них эта программа является основным источником оплаты медицинских услуг, потребность в которой по мере старения возрастает.

Система здравоохранения США отличается необычайно высокой оснащённостью передовым медицинским оборудованием и качеством оказываемых пациентам услуг. Однако в этой системе не решены две проблемы: необычайная дороговизна медицинских услуг и отсутствие всеобщего медицинского страхования. Хотя государство и продолжает тратить на здравоохранение в расчёте на душу населения больше средств, чем другие развитые страны мира, тем не менее оплата медицинского обслуживания в США опережает темпы инфляции и повышение цен на другие услуги.

Программа "Медикэр" состоит из двух частей:

A. основная страховка на лечение в стационаре. Покрывающая обеспеченное современным оборудованием лечение и сестринский уход за больными, медицинскую помощь на дому, уход за престарелыми и инвалидами в интернатах. Основная страховка юридически входит в ОФП и финансируется за счёт обязательного налога в размере 2,9% от фонда заработной платы/жалованья, поделённого поровну между наёмными работниками и работодателями;

Б. дополнительная медицинская страховка на амбулаторное лечение. Дополнительное страхование - добровольное и финансируется на 75% за счёт федерального бюджета. Strengthening Health Care. Supplement, Budget of the U. S.government, F. Y. 1997: Ch. 6. P. 2.

Делись добром ;)