Социальная работа по организации досуга для детей-инвалидов в Волгоградской области: опрос родителей детей-инвалидов

курсовая работа

1.1 Социальные проблемы детей инвалидов и роль социальных служб в организации их досуга

Инвалидность - как социальная проблема, присутствует практически в каждом государстве и каждая страна, в зависимости от уровня её экономического и социально политического уровня развития, оказывает помощь этому практически незащищенному слою населения, решая их специфические проблемы и организуя их досуг. В отношении детей-инвалидов, государством была создана специальная система формирования политики по организации досуга и помощи в реабилитации детей-инвалидов.

Досуг - это понятие которой трактуется учеными как свободное время, которое остается после социально-культурной деятельности, так и в процессе её осуществления. Также это - то время, которое остается после работы, учебы и удовлетворения физиологических потребностей.

Социокультурная деятельность - это достаточно специфический вопрос, которым занимаются службы социальной занятости населения. Именно она разрабатывает необходимые для реабилитации детей-инвалидов методики проведения культурных мероприятий. Досуг необходим каждому человеку и в зависимости от его проведения образуется культура страны и её граждан. Также досуг необходим для психологического снятия напряжения и для психологической устойчивости человека к стрессовым ситуациям.

В отношении инвалидов, государством применяются следующие социально-политические методики работы:

Государство отвечает за устранение условий труда, ведущих к возникновению инвалидности, и берет на себя ответственность за содержание и обеспечение инвалидов, а также за совершенствование условий организации досуга для детей-инвалидов.

Общество порицает изоляцию инвалидов от общества и государство ввиду этого факта, старается создать и организовать все условия по содержанию и реабилитации инвалидов.

Государство старается обеспечить всем необходимым инвалидов для того чтобы сделать их полноправными членами общества в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

Общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда).

За инвалидами закрепляются права граждан государства и в соответствии с ними за ними закрепляются особые льготы, привилегии и обязанности.

Государство стремится закрепить в равной степени льготы вне зависимости от места их фактического проживания.

При реализации политики мероприятий в отношении инвалидов или их групп, должны учитываться все характерные особенности данной группы или индивида. В отношении каждой группы инвалидов, государство проводит свой комплекс мероприятий, поскольку все они находятся в различных стартовых условиях. Антипьев, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. / Н.В. Антипьев - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.

Роль социального работника в отношении организатора досуга детей-инвалидов имеет существенное значение, в отношении их реабилитации и стремления войти в нормальную полноценную, социальную жизнь. Именно перед социальными службами в яркой степени выражена необходимость разнообразить досуг и быт детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, поскольку от процесса их реабилитации зависит не только реабилитация и приход к нормальной полноценной жизни, но и социально - культурная обстановка в стране. Терапия средой - это один из самых эффективных методов реабилитации и разнообразия досуга детей-инвалидов. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки. Основную роль, которую выполняет социальный работник, это попытка психологического воздействия и внедрения в психогенную структуру проблемы инвалида, для последующего смягчения и преодоления психологического барьера закомплексованности и нетрудоспособности. В том случае, если ребенок-инвалид будет сосредотачиваться на своих текущих проблемах и комплексах, это затруднит процесс его социальной адаптации и реабилитации. В результате концентрации на своих текущих проблемах, человек не только отдаляется от реабилитации, но и теряет коммуникативные качества, постепенно отстраняется и деградирует, что приводит к необратимым последствиям. Поэтому в первую очередь перед социальными службами стоит задача преодоления барьера закомплексованности и организация досуга детей-инвалидов таким образом, чтобы их жизнь была яркой, красочной и насыщенной, для того чтобы вернуть их в социум и сделать их полноценными участниками общественных взаимоотношений.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям, художественно-творческие средства. В реабилитации больного должен принимать не только один социальный работник, а должна задействоваться комплексная система организаций по реабилитации и создания необходимых условий разнообразия досуга и социализации детей-инвалидов.

Социальный работник должен быть компетентным не только в вопросах социальной работы, но также должен знать хотя бы основы терапевтической деятельности для того чтобы лучше понимать состояние больного и делать правильные выводы об организации досуга детей-инвалидов по вопросам их социальной реабилитации. Для решения проблем детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью, социальный работник должен обладать юридическими навыками и знаниями (для решения вопросов гражданского права, имущественного и трудового регулирования и т.д.). Если персонал выполняет все необходимые предписания и система организации досуга и быта детей-инвалидов функционирует нормально, то для ребенка-инвалида становится доступной социальная интеграция и приход к полноценной социальной жизни.

Исходя из выше рассмотренных положений, можно сделать вывод о текущих проблемах реабилитации и организации досуга детей-инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

К текущим проблемам относится:

нескоординированность социальной работы по организации проведения досуга и решения проблем реабилитации детей-инвалидов,

периодичное нарушение нормативно-правовых норм в отношении инвалидов, проблемы трудоустройства, одиночество,

проблема развития инфраструктур и внедрения в них лиц с ограниченной трудоспособностью,

трудности в преодоления барьера психологической закомплексованности у детей-инвалидов,

проблемы терапевтического характера по реабилитации больных, проблемы организации социально-терапевтических мер по организации досуга детей-инвалидов для создания благоприятного климата социальной реабилитации этих детей.

Перед социальным работником в первую очередь стоит задача создания благоприятной среды для активной реабилитации детей-инвалидов. Проблема создания социально благоприятного климата напрямую перекликается к отхождению больного от иждивенческого настроя, самообеспечения и самостоятельности.

Делись добром ;)