Социальная работа по организации досуга для детей-инвалидов в Волгоградской области: опрос родителей детей-инвалидов
2.1 Реабилитационные методики проведения досуга, проводимые для детей-инвалидов Волгоградской области
Основные методики и цели реабилитации и организации досуга детей-инвалидов, проводящиеся в социально-реабилитационных центрах Волгоградской области:
Методики социальной работы с детьми-инвалидами Волгоградской области ориентированы на то, чтобы добиться физических, психологических, профессиональных и социальных результатов по реабилитации детей - инвалидов.
Методики реабилитации направлены на то, чтобы расширять, укреплять и модернизировать подходы к лечению и реабилитации детей-инвалидов.
Региональное управление по вопросам реабилитации детей-инвалидов направлены на то, чтобы улучшить их жизнь и дать им возможность расширять свои социальные возможности.
Данная постановка целей, которые преследуют социальные службы, направлены на развитие возможностей детей инвалидов и постановку следующих задач по реабилитации этих детей:
Необходимость во внедрении социально-культурных, социально-психологических и социально-бытовых мероприятий по развитию и реабилитации детей-инвалидов, а также ориентация на полную социальную адаптацию для того чтобы сделать из ребенка-инвалида, полноценный социальный элемент
Проведение спортивно-состязательных и спортивно-оздоровительных мероприятий для улучшения физиологического тонуса и особенностей детей-инвалидов (физиологическая реабилитация).
Проведение специальных мероприятий по профессиональной реабилитации и моделированию производственных процессов, а также трудотерапия, ориентация которой направлена на развитие профессиональных, трудовых, коммуникативных и социальных навыков детей-инвалидов.
Создание профессиональной информационной системы по квалифицированной консультации в вопросах реабилитации детей-инвалидов.
Модернизация системы управления по вопросам комплексной системы мер по реабилитации детей-инвалидов. Рытенкова, О.Л. Методические рекомендации по реабилитации инвалидов/ О.Л. Рытенкова
В реабилитационных центрах Волгоградской области, около 60ти процентов детей-инвалидов с нарушениями кровообращения, получают комплексную помощь в реабилитации. На рисунке 2 отображена система мер по комплексной системе реабилитации молодых инвалидов.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 2
Комплексная система реабилитации предназначена для правильной систематизации и проведения досуга детей - инвалидов в вопросах социальной организации и комплексного восстановления. Комплекс восстановительных методик по организации досуга, проводимых специалистами социальной и медицинской служб, имеют достаточно специфический и разносторонний характер.
Комплекс проведения досуга детей - инвалидов Волгоградской области ориентирован на полное социальное восстановления на всех уровнях: физиологии, психоэмоциональном уровне, уровне профессиональной и трудовой реабилитации, а также в вопросах психологической помощи в семейных отношениях. Нижеприведенные методики реабилитации периодически используются и практикуются в социально реабилитационных центрах Волгоградской области для оказания медицинской, психологической и оздоровительно - восстановительной помощи как в организации досуга детей - инвалидов, так и практического реабилитационного эффекта:
Медицинские реабилитационные услуги:
Проведение сеансов по массажу различных групп мышц, комплекса ЛФК при сколиозах, остеохондрозах позвоночника, комплекса ЛФК при различных контрактурах, комплекса дыхательных упражнений; кинезотерапия; механотерапия; массаж (лечебный, сегментно-рефлекторный, баночный, превентивный, аппаратный); физиотерапия.
Психологические услуги:
психологическая диагностика и обследование личности; психологическое консультирование; семейное консультирование (работа с инвалидами и их родственниками); психокоррекция; психологические тренинги.
Социально-педагогические услуги:
социально-педагогическая диагностика; социально-педагогическое консультирование инвалидов и их родственников;
обучение социально-бытовым навыкам (поведению в быту и общественных местах, самоконтролю).
Профессиональная подготовка: профориентация; содействие в трудоустройстве; производственная адаптация. Ефимов, А.П. Семейная реабилитация взрослых больных и инвалидов / А.П. Ефимов. - Ниж. Новгород: НГМА, 2006
Методики ориентации социальной, педагогической, медицинской и организационной деятельности направлены на развитие умственное, физическое и социальное. Для социальной интеграции инвалида в общество используются многочисленные социально - оздоровительные методики по психологической и физиологической коррекции, социально - оздоровительных мероприятий и деятельности, направленной на улучшение состояния детей - инвалидов и плотной организации социальными работниками их досуга.
Деятельность специалистов отделения медико-социальной реабилитации направлена на повышение функциональных возможностей инвалидов и пожилых людей.
Специалисты центра: реабилитолог; невролог; геронтолог; массажист; медицинская сестра по физиотерапии; нструктор ЛФК; кинезотерапевт; специалисты по социальной работе; эрготерапевт; психолог; инструктора по труду; арттерапевт; культорганизатор.
Отделение социальной адаптации следит и осуществляет комплекс мер и методик по социально - средовой и профессиональной адаптации.
Основными задачами данного отделения являются: обеспечение необходимыми навыками ухода за собой и передвижения на специальных средствах реабилитации, комплексно-информационное обслуживание населения и консультация по вопросам реабилитации, оказание юридической помощи и консультации, обучение навыкам коммуникабельности, преодоления психосознательных барьеров и комплексов, препятствующих социальной интеграции, психологическая работа с семейными взаимоотношениями, организация и обучение навыкам самообеспечения и самообслуживания, ухода за собой, самостоятельного перемещения в домашних условиях, проведение социокультурной реабилитации, проведение специальных мероприятий ориентированных на профессиональную интеграцию, психологическое тестирование, профконсультирование, проведение профессионально ориентированных мероприятий, производственной организации, обучению и содействию в трудоустройстве, участие в профессиональной реабилитации и содействию со стороны медицинских, образовательных, социокультурных, профессиональных и трудовых организаций, сотрудничество с предприятиями для профессиональной интеграции инвалидов.
В отделении медицинской реабилитации, врач-реабилитолог, формирует согласно, диагностическим данным пациента ребенка-инвалида специальную программу по физиологической коррекции, посредством дозированных нагрузок и гимнастики, а также индивидуальную программу социальной реабилитации.
В качестве методов восстановительной терапии при осуществлении формирования досуга и деятельности ребенка-инвалида, используются групповые и индивидуальные занятия лечебной гимнастикой, механотерапия, кинезотерапия, аппаратная физиотерапия, массаж.
Отделение медицинской реабилитации делает систематическую оценку и диагностику состояния ребенка - инвалида и формирует необходимые методики по его оздоровлению и социальной интеграции, также данное отделение формирует комплекс систематизированных мер и методик по трудовой и профессиональной адаптации.
В зависимости от вида патологии опорно-двигательного аппарата, степени нарушения функций и стадии восстановительного процесса, врач подбирает соответствующие производственные операции, различные по характеру лечебно-тренирующего воздействия (облегченные, силовые, вырабатывающие тонкую координацию движения пальцев и др.). Эта работа проводиться совместно со специалистами по профессиональной реабилитации.
Подводя итоги анализа профилактической деятельности реабилитационно-восстановительных центров Волгоградской области можно сказать, что высокая квалификация кадров и их профессионализм способствует не только организации досуга для детей-инвалидов, но и их социальную реабилитацию с последующей трудовой и профессиональной интеграции. Для этого специалистами центра реабилитации и социальные службы формируют комплексные системы мер и методик, которые способствуют восстановлению ребенка-инвалида в социальной среде.