Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками

дипломная работа

1.2 Система социальных служб для детей и подростков

Эффективность социальной работы среди несовершеннолетних во многом определяется качеством её организации и управления.

В настоящее время, как считают специалисты, в целом завершено создание государственной сети учреждений, применяющих различные формы и методы работы с гражданами, нуждающимися в социальном обслуживании. Она имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание различных видов помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на социальную защиту нуждающихся Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М. .

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Их деятельность основывается на следующих принципах: служение клиенту; добровольность; конфиденциальность; открытость; своевременность; полезность. Васильева Н. Л. Социальная помощь семье и ребенку. СПб., 2005

Функциями социальной службы являются: социальная помощь и поддержка; консультирование; социальное корректирование и реабилитация; информирование и др.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) современная система социальных служб включает в себя государственные, муниципальные и негосударственные службы.

К системе социальных служб относятся:

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

- предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ ввел определение понятия «социальные службы для детей». Ими являются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Социальное обслуживание и социальную помощь семье и детям осуществляют:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- центры социального обслуживания;

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры экстренной психологической помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

- иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.

Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось 1993-1994 годах. Вначале постановление Совета Министров РСФСР Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации.- Семья в России. 2003. № 4. С. 12., указ Президента РФ Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991 г.)., в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать сеть учреждений нового типа, а затем федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» (1995 г.) создали нормативные правовые основы, устанавливающие правовые основы социального обслуживания семьи и детей.

В целях развития системы социальных служб для семьи и детей Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2006 году проведен конкурс, по результатам которого приказом Министерства от 23.06.2006 г. № 495 статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы присвоен 37 учреждениям социального обслуживания семьи и детей.

К началу 2003 года количество учреждений социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации достигло 3059, увеличилось почти в 3,1 раза по сравнению с 1995 годом и более чем на треть (36,6%) за последние 3 года. Наиболее распространёнными выступают отделения по работе с семьёй и детьми, действующие с 1995г. - 612, социально-реабилитационные центры - 531, социальные приюты - 526.

За период с 1994 г. к 2003 г. показатель увеличился с 0,72 до 21,7 , с 2003 г. к 2007 г. с 21, 7 до 29,3 учреждения на каждый миллион россиян. Такую обеспеченность услугами учреждений, безусловно, нельзя назвать достаточной. Однако налицо динамичный рост, который объясняется, в первую очередь, ростом числа учреждений в регионах Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 112..

Если мы проранжируем перечень учреждений социального обслуживания семьи и детей по степени обеспеченности ими населения России, то в лидерах окажутся отделения по работе с семьёй и детьми в центрах социального обслуживания, социальные приюты для детей и подростков и социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних; в аутсайдерах - кризисный центр для мужчин, кризисные центры для женщин, центры экстренной психологической помощи по телефону, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

С момента создания практически для всех видов учреждений характерен рост числа учреждений в расчёте на 1 млн. населения. Исключения составляют центры психолого-педагогической помощи населению и центры экстренной психологической помощи по телефону.

В отношении несовершеннолетних можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что численность детей в возрасте до 18 лет в России сокращается численность несовершеннолетних, обратившихся за помощью в учреждения социального обслуживания, растёт. За период 1995-2003гг. численность российских детей сократилась на 18,5%. В тоже время численность несовершеннолетних, которым была оказана помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, увеличилось в 4,7 раза (увеличиваясь каждый год в среднем на 21,4% и составила 3797,4 тыс. (12,0% от общей численности российских детей). В относительном выражении это больше, чем показатель для всего населения: численность клиентов, обратившихся за помощью в учреждения социального обслуживания семьи и детей в 2003г., составила 6% по отношению к общей численности населения России.

И всё же, несмотря на позитивную динамику, следует признать, что до сих пор количество учреждений социального обслуживания семьи и детей в России явно недостаточно.

Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р, посвященным Указу Президента от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» был утверждён ряд социальных нормативов, касающихся деятельности учреждений социального обслуживания касающихся деятельности учреждений социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 центр на 10 тыс. детей; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 центр на 10 тыс. детей; социальный приют для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей 1 центр на 10 тыс. детей; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 1 центр на 1 тыс. детей; территориальный центр социальной помощи семье и детям 1 центр на 50 тыс.; дома интернаты для детей инвалидов 20 мест на 10 тыс. детей.

Как видно, нормативы охватили далеко не все виды учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принятие Федерального Закона «О техническом регулировании» вообще изменило статус стандартов, придав им добровольный характер.

Однако, если ориентироваться на эти нормативы, то существующих по состоянию на начало 2003 года 512 территориальных центров социального обслуживания хватает лишь на 25,6 млн. человек. Общая же численность населения России превышает 145 млн. человек. Следовательно, число территориальных центров социальной помощи семье и детям должно составлять примерно 2860 - 2870, а потребность в них, исходя из действующего социального норматива, удовлетворена сейчас менее чем на 18% Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 114.

.

В отношении социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних норматив определён распоряжением Правительства Российской Федерации в несколько ином виде, чем по отношению к центрам социальной помощи семье и детям: при наличии в городе(районе) менее 5 тыс. детей создаётся 1 центр. Общая численность несовершеннолетних в РФ на начало 2003 г. составляла 31,6 млн. человек, число реабилитационных центров должно составлять 3160, а потребность в них, исходя из действующего социального норматива, удовлетворена сейчас менее чем на 17%. К началу 2008 г. ситуация несколько улучшилась. В ведении органов социальной защиты населения находятся 3362 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Предположительно к концу 2010 года в России будет действовать 3528 подобных учреждений.

Социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) составляют почти половину от общего числа учреждений социального обслуживания семьи и детей (1336 учреждения с общим числом мест 45484).

Эти учреждения ведут профилактическую работу с семьями, выявляют неблагополучные семьи, оказывают социальную, психологическую, юридическую и иную помощь в устранении трудной жизненной ситуации, проводят социальную реабилитацию детей, участвуют в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

В 2007 году 3,8 млн. семей получили в социальных учреждениях различные виды помощи (в 2006 году - 4,1 млн. семей, в 2005 году - 3,1 млн. семей). В каждом случае специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей ведут работу с семьей адресно, организуют социальный патронаж семей из группы риска (по состоянию на 01.01.2008 года 588 817 семей состояли на социальном патронаже). Это позволяет на ранней стадии выявлять кризисную ситуацию в семье, решать вопросы профилактики семейного неблагополучия, сохранять для ребенка родную семью и предоставлять ему возможность получения образования и всестороннего воспитания. Результатом деятельности социальных учреждений явилось существенное уменьшение в последние годы количества неблагополучных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (с 309,1 тыс. семей в 2006 году до 274,8 тысяч семей в 2007 году), и проживающих в них детей (с 554,3 тысячи детей в 2006 году до 489,5 тысяч детей в 2007 году).

Работа, направленная на развитие и оптимизацию системы социальных служб помощи семье и детям, проведение мероприятий по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и по предупреждению семейного неблагополучия активно осуществляется в субъектах Российской Федерации.

Так, в Саратовской области действуют 11 специализированных учреждений для несовершеннолетних: 6 социально-реабилитационных центров и 5 приютов, 16 центров социальной помощи семье и детям «Семья», 30 отделений социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 3 центра реабилитации, областная комплексно-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура» с 15 филиалами. Доклад «О положении детей в Саратовской области» за 2007 год.

В соответствии с областной целевой программой «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы продолжено развитие сети учреждений помощи семье и детям. На социальном обслуживании в учреждениях помощи семье и детям находилось свыше 76 тысяч семей и более 107 тысяч детей. На социальном патронаже в 2007 году состояло 23386 семей.

Реорганизация отделений помощи семье и детям, Центров социального обслуживания населения и центров "Семья" позволяет обеспечить территориальную доступность социальных услуг для семей с несовершеннолетними детьми и детей, попавших в социально опасное положение, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, использовать новые формы работы с семьей и социальные технологии, такие, как "интенсивная семейная терапия на дому", мобильные выездные бригады, работа с сетью социальных контактов, служба уличных социальных работников. Внедрение новых форм работы позволило увеличить число единично обслуженных в 1,2 раза (с 85,7 тысяч единично обслуженных человек в 2006 году до 108,6 тысяч человек в 2007 году.

Акцент в работе социозащитных учреждений делается на раннем выявлении семейного неблагополучия и социальном сопровождении семей с целью развития их внутреннего потенциала для самообеспечения. В данных учреждениях реализуются программы по реабилитации несовершеннолетних беременных, матерей, женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Во всех учреждениях созданы реабилитационные клубы для несовершеннолетних родителей, действуют школы для молодых родителей и подготовки подростков к семейной жизни.

Активно развиваются семейные формы реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году в 166 семейных воспитательных группах курс реабилитации прошли 500 несовершеннолетних детей.

Для оказания психолого-педагогической помощи семьям, находящимся в экстренной жизненной ситуации, а также семьям, принимающим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе действующих учреждений создаются специальные психологические и консультативные службы. Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, и не имеющим возможности устроить их в детские дошкольные учреждения, в 6 центрах "Семья" внедрена услуга "Детский сад на час". Благодаря этому с 2003 г. нормализована внутрисемейная обстановка и сохранена семья более, чем для 300 детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации.

Участие в областной целевой программе "Дети Саратовской области" позволило дать развитие семейным формам индивидуальной реабилитации детей (семейным воспитательным группам). С 2003 года производится сокращение стационарных мест в социально - реабилитационных центрах и социальных приютах за счет увеличения числа мест в семейных воспитательных группах (2003 год - 47 групп, 157 детей; 2004 год - 96 групп, 272 ребенка; 2005 год - 108 групп, 297 детей; 2006 год - 129 групп, 388 детей; 2007 год - 166 групп, 500 детей), благодаря чему в условиях семей обеспечен курс реабилитации 1 614 детей, оказавшихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. В связи с тем, что коррекционная работа проводится не только с воспитанниками, но и его семейным окружением большинство (65%) воспитанников возвращаются в семьи или передаются под опеку и попечительство.

Таким образом, анализируя тенденции развития социального обслуживания семьи и детей в последние годы, в качестве одной из позитивных и наиболее устойчивых следует назвать динамичный рост численности учреждений, занятых социальным обслуживанием несовершеннолетних, их большую приближённость к запросам и потребностям семей и детей, расширение спектра оказываемых услуг. Позитивной тенденцией является увеличение численности специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу с дезадаптированными детьми и подростками.

Делись добром ;)