Социальная работа с делинквентным поведением несовершеннолетних

курсовая работа

2.1 Субъекты социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних одна из проблем социальной работы, которая требует решения. Выше были проанализированы факторы, способствующие формированию делинквентного поведения несовершеннолетних, а также формы такого поведения. Необходимо рассмотреть субъекты социальной работы в данной сфере, представленные в литературе.

Субъект какой-либо деятельности - это носитель функциональных прав и обязанностей, обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности [3, c. 23].

Субъекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентым поведением выделяют в зависимости от этапа. Авторы рассматривают два больших этапа в работе с данным клиентом: этап профилактики и реабилитации.

Так, А. А. Бакеев описывая этап профилактики разделяет субъекты на специализированные и неспециализированные [3, c. 23].

Специализированными являются учреждения, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими. В их число входят суды, органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, юстиции, таможенной службы, общественные формирования правоохранительной направленности и, конечно же, комиссии по делам несовершеннолетних.

Под неспециализированным субъектом профилактики им понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. К ним относятся: органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля (например, Госстандарта, Госторгинспекции), общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, различные конфессии, благотворительные организации и т. д. [3, c. 23].

В. Н. Кудревцев и В. Е. Эминов в своей работе главным субъектом, выполняющим профилактические работы, считают Президента РФ, подчеркивая, что именно его роль связана с обеспечением основных гарантий соблюдения законности в стране, защиты ее граждан, их прав, свобод, жизни, интересов от каких-либо криминальных посягательств [18, c. 304]. Помимо этого авторы, как и предыдущий исследователь, анализируют структуру предупреждения преступности, учитывая ее специализацию. Однако помимо специализированных и неспециализированных субъектов, авторы выделяют частично специализированные. В частности к ним относятся: органы социального обслуживания, органы и учреждения здравоохранении, образования, частные охранные и детективные предприятия, казачьи общества.

В. Н. Бурлаков и Н. М. Кропачев также пишут о разделении субъектов на специализированные и неспециализированные учреждения. При этом авторы подтверждают подобное разделение, ссылаясь на закон: «основные направления деятельности специальных субъектов пре-дупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанно-сти их должностных лиц предусмотрены Законом РФ «Об основах си-стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних»» [5, c. 338].

Таким образом, в вопросе профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних авторы выделяют следующие группы субъектов: специализированные, неспециализированные, а также частично специализированные.

Однако помимо профилактической работы и субъектов реализующих ее, сложились другие этапы социальной работы в сфере делинквентного поведения несовершеннолетних.

С. А. Лузгин рассматривает социальную работу в уголовно-исполнительной системе в работе «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе». В данной работе глубоко рассмотрена правовая база функционирования профессиональной службы социальной работы с осужденными, в том числе наличие должности старшего специалиста по социальной работе [21, c. 100] Помимо этого автор выделяет и других субъектов социальной работы в пенитенциарном учреждении: психолога, начальника колонии, заместителя начальника по воспитательной работе[21, c. 192].

Ю. В. Василькова, рассматривает работу социального педагога с несовершеннолетними осужденными. Ей сформулированы основные принципы, способствующие перевоспитанию в колонии, привлечение к труду, уважение к личности воспитанника, самоуправление, сотрудничество педагогов и воспитателей [6, c. 147].

Таким образом, авторы представляют социальную работу с делинквентым поведением несовершеннолетних на разных уровнях. Деление субъектов происходит на специализированные и неспециализированные учреждения, но некоторые авторы выделяют также и частично специализированные.

Делись добром ;)