logo
Социальная работа с инвалидами средствами спорта на примере занятий тхэквондо

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Таким образом, социальная работа -- это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.). В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы и факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития [3, с. 46].

Работа с инвалидами один из важнейших разделов социальной работы.

Актуальность темы вызвана проблемой инвалидности взрослых и детей в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Отношение к инвалидам всегда являлось показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. Понятие «инвалид» в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный».

В свою очередь ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать сове поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.

В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ - Конвенция ООН о правах инвалидов. Она призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта.

Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы не дискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество. В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20 - ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.

В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в полноценную жизнь общества, признание их потенциальных возможностей.

За последние годы проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты и поддержки инвалидов. Однако существует еще много серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов.

В нашей работе мы рассматриваем социальную работу средствами спорта на примере занятий тхэквондо для с ПОДА. Возможности спорта для развития личности и её социализации неограниченны. Этим и вызвана актуальность нашего исследования. Новый вид спорта тхэквондо для лиц с ПОДА позволяет активно принимать участие в общественной жизни, выступать на соревнованиях, регулярно посещать тренировочные занятия. На последнем Чемпионате России по тхэквондо для лиц с ПОДА выступали представители 25 регионов.

Цель работы - проанализировать основные социальные проблемы инвалидов и содержание технологий социальной работы с ними средствами спорта на примере занятий тхэквондо для лиц с ПОДА.

Объект исследования - социальные проблемы инвалидов.

Предмет исследования - формы и методы социальной работы с инвалидами занимающимися тхэквондо для лиц с ПОДА.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы социальной работы с инвалидами.

2. Определить сущность и содержание реабилитации инвалидов средствами спорта.

3. Выявить основные формы и методы социальной реабилитации средствами тхэквондо для лиц с ПОДА.

4. Провести анализ и разработать практические рекомендации социальной реабилитации для инвалидов занимающихся тхэквондо для лиц с ПОДА в условиях спортивно-оздоровительных пространств.

Гипотеза исследования:

Занятия спортом позволят инвалидам получить дополнительные возможности приобретения рабочих мест, участвовать в спортивных состязаниях, приобретать новые качества личности, что позитивно отразится на жизни инвалида.

Научная новизна исследования.

На основе проведенного анализа выявлена взаимосвязь основных концептуальных подходов к исследованию и разрешению проблем инвалидов на основе их социализации и адаптации в обществе.

В исследовании использовались как общие, так и специальные методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых источников, системы мероприятий на государственном уровне по отношению к инвалидам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы по проведенному исследованию могут быть использованы на различных уровнях при решении задач государственной поддержке лиц с ограниченными возможностями.

Методы исследования:

· Биографический обзор;

· Социального эксперимента;

· Анкетирование;

· Проектирование;

· Математической статистики.

База исследования:

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.