Влияние телевидения и интернета на социальное становление личности

курсовая работа

Заключение

В заключение исследования влияния СМИ можно сделать ряд выводов.

Было проанализировано, что средствами массовой информации являются печатные издания, радио, телевидения, интернет. Они выполняют следующие функции: информационную, политическую (идеологическую), развлекательную и обучающую. И на человека она могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Телевидение на сегодняшний день является самым дешевым поставщиком информации. Оно более прочно связано с аудиторией и влияет сильнее, чем остальные СМИ. Через телевидение дети узнают о мире взрослых и стремятся раньше времени быть на них похожими. При этом дети рано начинают жить половой жизнью, воспринимая секс как игрушку. С помощью социального моделирования создается модель человека, который ведет себя не так как принято в данном обществе, моделируется сексуальная распущенность и дети подражают этой модели.

Интернет представляет собой большое количество информации, доступной любому пользователю. У него есть свои преимущества по сравнению с другими СМИ: мультимедейность, персонализация, интерактивность, отсутствие посредников. Он обладает рядом функций: социальная, информационная, экономическая. Из-за недавнего его появления он в значительной мере выигрывает у остальных СМИ. Интернет имеет как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны это прекрасное средство для обучения, получение информации, общение с разными людьми на расстоянии, возможность найти работу. С другой же стороны блокирует жизнедеятельность, погружает человека в компьютерную реальность, трансформирует сознание. Так же может развиться интернет-зависимость. Что очень сильно влияет на человека.

По результатам опросов, получилось, что школьники видят в телевизоре предмет развлечения, студенты не зависят от телевидения или не имеют такой склонности и видят в нем как предмет получения информации, педагоги и родители испытывают серьезные затруднения в выборе педагогических средств в формировании осмысленного общения с телевидением. Что касается интернета, то здесь школьники больше подвержены зависимости, чем студенты.

Библиография

Баженова, И. А. что ищут дети в мировой паутине?// Библиотека : №9, 2002, с. 40-42

Березкина, О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ [текст]/ О. П. Березкина. - М.: Академия,2009, 240с.

Жилавская, И.В. От медиаобразовательной среды - к образованным медиа [текст]/ И.В Жилавская. -Белгород: Изд-во БГУ, 2007, 248с.ч

Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России [текст]/ Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. -- М.: Ас-пект Пресс, 2010. -- 259 с.

Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество-СМИ-власть [текст]/ А.Г. Киселев. - М: Юнити, 2012, 431 с.

Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики [текст]/ С. Г. Корконосенко.- СПб., 2007, 318 с.

Луман, Н. Реальность масмедиа [текст]/ Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского.-- М.: Праксис, 2010. -- 256 с. --(Серия ?Образ общества?).

Макарова, Н.М. Основные воздействия СМИ [текст]/ Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. -- М.: Издательский дом "Вильяме", 2008. -- 432 с . : ил. -- Парал. тит. англ.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [текст]/ Социальная педагогика: Учебник. -- М.: Гардарики, 2009. -- 269 с.

Монахов, В.Н. СМИ и Интернет: проблем правового регулирования [текст]/ В.Н. Монахов. - М., «Экопринт», 2003, 254 с.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика [текст]/ А. В.Мудрик. - М.: Академия, 2000, 200 с.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [текст]/ М. М. Назаров.- М.: УРСС 2006, 311с.

Пугачев, А.И. Введение в политологию [текст]/ В.П. Пугачев. - М.: Аспект пресс, 2000, 378 с.

Розин, В. М. Влияние Интернета на сознание и структуру знания [текст]/ Влияние Интернета на сознание и структуру знания. - М., 2009. - 239 с.

Сасиновский, А. Реальность 2.0//Журнал «Digital Life» [текст]/ А. Сасиновский. -- М.: Открытые системы, 2001, №3. -- 64 с

Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст]/ Б.А. Страшун. - М.: Издательство БЕК, 1993, 246 с.

Филиппова, О. В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности [эл ресурс]/ О. В. Филиппова. http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/209/9349/

Черных, А. Мир современных медиа [текст]/ Черных А. Мир современных медиа. -- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Пого-рельского»). -- 312 с.

Чудинова, В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека: №4, с. 25-29

Приложение 1

Анкета Борисенко А. А

Что такое, по Вашему мнению, медиаобразование?

Как часто Вы потребляете информацию, передаваемую СМИ?

Какие источники информации Вы обычно предпочитаете?

Какие источники информации Вы никогда не используете?

Какие Web-сайты предпочитаете в интернете?

Какие радиостанции предпочитаете слушать?

Какие печатные издания предпочитаете?

Ваша любимая телепередача, канал и жанр?

Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

Заменил ли Вам интернет другие развлечения?

Заменило ли вам телевидение другие увлечения, от которых вы получали удовольствие в детстве (чтение книг)?

Приложение 2

Анкета на определение зависимости от телевидения К. Хека.

Предназначение. Данный тест предназначен для выявления уровня зависимости от телевизора и телевидения. Оцениваемые качества. Зависимость от телевидения

Возрастная категория. 16+

Инструкция. Ниже приведён ряд утверждений. Постарайтесь внимательно прочитать каждое из них. Если Вы согласны с утверждением, тогда отметьте слово "Да". Если несогласны, тогда отметьте слово "Нет". Постарайтесь в каждом утверждении выбрать "Да" или "Нет". Это поможет точнее поставить "диагноз".

1. Я смотрю телевизор каждый день, если есть возможность. да / нет

2. Я помню как выглядят все или почти все главы следующих государств: США, Великобритании, Израиля, Франции, Германии, Италии, Венесуэлы. да / нет

3. По крайней мере один раз в несколько дней я делюсь с кем-нибудь увиденным по телевизору. да / нет

4. В мои планы входит покупка нового телевизора в будущем. да / нет

5. При виде некоторых знаменитостей меня охватывает сильное раздражение. да / нет

6. Как правило, уже по первым звукам рекламного ролика я могу угадать что рекламируют в данном ролике. да / нет

7. Иногда я ложусь позже, чем следовало бы, из-за телевизора. да / нет

8. Я интересуюсь жизнью некоторых телезвёзд. Я ищу дополнительную информацию про них в газетах, журналах или интернете. да / нет

9. Хотя бы иногда я изучаю программу телепередач. да / нет

10. У меня есть любимые телекомпании, и я ревностно слежу за борьбой телекомпаний. да / нет

11. Некоторые телевизионные знаменитости для меня служат эталоном красоты: я копирую их иногда в одежде, в причёсках, в манере разговаривать и т. п. да / нет

12. Коротая время в ожидании любимой телепередачи, я иногда смотрю другие малоинтересные передачи. да / нет

13. Прямо сейчас я могу назвать несколько любовных интрижек телевизионных звёзд. да / нет

14. В настоящее время у меня есть хотя бы один любимый телесериал, серии которого я стараюсь не пропускать. да / нет

15. Смотря какое-нибудь шоу, я активно сопереживаю участникам: подсказываю им в уме, иногда вслух ругаюсь, думаю как бы я повёл себя на их месте. да / нет

16. Когда была последняя Олимпиада, я старался каждый день смотреть репортажи с неё. да / нет

17. Если бы у меня сломался телевизор, я бы постарался починить его в течение двух недель или же купить новый. да / нет

18. Некоторые песни звучат по телевизору так часто, что уже меня раздражают. да / нет

19. Было бы неплохо, если по телевизору чаще показывали жизнь обычных, реальных людей. Хотя бы таких как я. да / нет

20. Я так устаю за день, что только телевизор может меня развлечь. Телевизор для меня средство отдыха. да / нет

Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста (сколько отмечено слов "да").

0 - 5 баллов. Вы человек свободный от телевидения. Вас нельзя назвать вполне современным человеком, потому что Вы не в курсе последних телесплетен, не знаете как выглядят "известные" политики или какие-то деятели шоу-бизнеса. Похоже, что Вам это и не нужно. Возможно, что интернет заменил для Вас телевидение или же "работа на двух работах". Ну что ж, это Ваше право, и слава богу, что никто это право отнять у нас не может. Самая большая опасность, которая подстерегает Вас - случайно Вы можете оскорбить заядлого телемана, обвинив его в зависимости от телевидения. В общении с телеманами не допускайте категоричности в оценках и суждениях касательно обитателей телевизора. Не старайтесь перевоспитывать телеманов. Самое хорошее, что можно сделать, - выдернуть друга или родственника из любимого кресла и пойти вместе играть в футбол, в театр, на собачью выставку...

6 - 10 баллов. Нормальный результат. Телевизор для Вас - источник сведений и небольшое развлечение, которое нужно для отвлечения, переключения. Скорее всего, Вы человек внутренне свободный, хотя иногда и подвержены слабостям. Вы вполне современный человек, и Вам есть о чём поговорить в кругу таких же современных людей. Вам нравится, когда кипит жизнь вокруг Вас. И Вам нравится, когда кипит жизнь внутри телевизора. Если Вам по роду Вашей профессиональной деятельности необходима интеллектуальная трезвость, творческое начало, некая индивидуальная самобытность и самоотдача, тогда следует ограничить себя от просмотра телепередач. Если же Вы простой трудяга, который кое-как доползает до квартиры чтобы поесть-поспать, тогда не стоит ограничивать себя. Однако по выходным старайтесь смотреть телевизор минимально: пойдите погуляйте по парку или ещё где-нибудь; позанимайтесь спортом, садоводством; сходите в музей, театр или клуб; устройте себе поездку в другой город.

11 - 15 баллов. Вы слишком много времени проводите у голубого экрана. Если Вы не телевизионный критик и не продавец телевизоров, то задумайтесь хорошенько а надо ли вам ЭТО. Если Вы любите спортивные передачи, то подумайте, а сами Вы спортом давно занимались? Если Вы обожаете, например, шоу с красивыми артистами, то посмотрите на себя в зеркало и попробуйте доказать себе, что стали хотя бы чуточку красивее от просмотра подобных шоу. Вы ещё не совсем конченый человек. Попробуйте себя ограничивать. Например, один сериал в день + программа новостей. Не обманывайте себя тем, что телевизор для Вас - источник многих полезных знаний (например, рецептов кулинарных блюд). В книгах и интернете этих знаний в миллион раз больше. Если телевизор для Вас - средство борьбы с одиночеством, то попробуйте что- то другое. Может быть, где-то рядом находится ещё один такой же одинокий человек. Или же допустим, какой-нибудь одноклассник уже двадцать лет ждёт удачного случая встретиться с Вами.

16 - 20 баллов. Вы очень сильно зависите от телевизора и его обитателей. Про вашу жизнь можно сказать, что в ней имеется четвертое измерение. И это измерение - телевидение. Возможно, что Вы сильно стиснуты в первых трёх измерениях: жизнь ваша скучна, ограничена домом и работой (или учебой), у Вас нет друзей или им с Вами скучно ну и так далее. Попробуйте всё-таки что-то изменить в своей жизни: заведите друзей, домашних животных, хобби; поменяйте работу, жильё и пр.; займитесь спортом, совершенствованием своей внешности; ударьтесь в карьеру, читайте специализированную литературу. Иначе рано или поздно на Вас нападёт великая депрессия и будет Вам очень стыдно за годы единственной и уникальной жизни, проведённые у голубого экрана. Обратите внимание, что Вы уже настолько погрязли в телезависимости, что само собой это уже не пройдёт. И без силы воли тут, пожалуй, не обойтись. Можно, конечно, попробовать себя ограничивать в просмотре телепередач. Но самое хорошее - это выбросить телевизор ко всем чертям.

Приложение 3

Анкета для учителей Гребчук А.Г.

Влияние каких факторов, на ваш взгляд, оказывает наибольшее влияние на школьников? Расставьте в порядке значимости:

А)семья;

Б) школа;

В) сверстники;

Г) СМИ

Д) литература, искусство.

Используете ли вы телевидение во внеклассной работе?

Да/нет.

Если да, то:

А)выделяется как специальная задача;

Б) используется эпизодически;

В) используются некоторые методические приемы, формы работы (обсуждение просмотренного фильма и др.)

Г) другой вариант.

Если нет, то:

А) нет необходимости планировать такую работу, т.к. дети смотрят все подряд;

Б) у учителя не остается времени на подготовку;

В) в школе отсутствует телевизор и видеотека;

Г) не знаю особенностей организации внеклассной работы с использованием телевидения.

Расскажите, как вы используете телевидение в воспитании младших школьников?

Приложение 4

Анкета для родителей Сомовой Г.Н.

Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок?

А) в будние дни

Б) в выходные

Часто ли вы смотрите телевизор вместе с ребенком?

Да/нет/иногда

Обсуждаете ли вы с ребенком телевизионные передачи, фильмы?

Да/нет/иногда

Если нет, то:

А)ребенок все понимает без взрослых

Б) детские передачи не нуждаются в пояснениях

В) желание расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

Г) другой вариант, указать.

Чем вы руководствуетесь, выбирая телепередачи для ребенка?

А) просьбой ребенка

Б) возрастом, полом ребенка

В) желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

Г) другой вариант, указать

Замечаете ли вы какие-либо негативные проявления у вашего ребенка (агрессию, грусть, страх) после просмотренного фильма, передачи?

Приложение 5

Анкета для родителей Черняев Г.В.

Как часто смотрите вы (взрослые) телевизор?

Что делает в это время ваш ребенок?

Сколько времени в день смотри ваш ребенок?

Кто решает, какую передачу смотреть ребенку?

Какую передачу создали бы вы, будь у вас такая возможность?

Приложение 6

Методика на «Интернет-зависимость» А.Е.Жичкина. Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.

Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.

2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.

Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.

3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.

Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.

4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.

Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.

5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.

Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.

7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.

Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.

Ключ:

Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - 0 баллов

не склонными к Интернет-зависимости - с баллом 0 по этой шкале

склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше

Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале

Делись добром ;)