Социальная работа с молодежью

контрольная работа

2.1 Особенности социальной помощи молодым семьям в наше время

Нормальное функционирование молодой семьи в системе социальной структуры нашего общества настолько усложнилось, что современная семья не в состоянии выполнить важнейшие свои функции - рождение, материальное содержание и родительское воспитание детей.

В современных дестабилизированных условиях жизни первоочередного значения приобретают те средства социальной защиты, которые касаются материальных условий жизни семей. Именно поэтому обеспечение необходимого прожиточного уровня молодёжи, молодых семей, улучшения их жилых условий принадлежит к приоритетным направлениям молодежной и всей социальной политики общества.

Существующая система социальной защиты молодой семьи, материнства и детства "не успевает" за инфляционными процессами и не решает проблем обнищания молодых семей, в особенности тех, в которых воспитываются дети. Поскольку минимальная заработная плата остается заниженной, размеры материальной помощи молодым и многодетным семьям плачевно маленькие, символические и часто даже не покрывают общественно-полезного времени, израсходованного на собирание справок для получения такой помощи. Спешной является потребность просмотра Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части о материальной помощи, обеспечение выплат в соответствие только к минимальному прожиточному уровню, а не других, довольно символических выплат.

Требование повышения материального уровня жизнь молодых семей абсолютно не является потребительской позицией, поскольку молодежь во многих случаях не способна конкурировать с более старшими и опытными поколениями населения.

К сожалению, одно из наиболее действенных мероприятий социальной защиты молодых семей - кредитирование, которые декларировано Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (статья 10), к сегодня не работает.

Таблица 2.1

Мысль молодых супружеских пар относительно видов социальной помощи молодым семьям, в %

Виды помощи

Общий массив

Ранг

Женщины

Мужчины

1 Увеличение размеров помощи на детей для малообеспеченных семей

51,5

4

53,3

49,8

2. Предоставление молодым семьям дополнительных льгот, кредитов для улучшения жилищных условий

84,5

1

84,0

85,0

3. Расширение и улучшение работы сети дошкольных организаций (детских садов, ясель)

28,5

7

28,7

28,3

4. Сокращение рабочего дня или рабочей недели для родителей

32,6

5

37,2

28,0

5. Предоставление кредитов на обзаведение домашним хозяйством (предметы долгосрочного пользования)

59,3

2

58,9

59,8

6. Разовая материальная помощь малообеспеченным семьям

18,9

8

19,2

18,6

7. Предоставление земельных участков и кредитов для ведения собственного хозяйства

31,3

6

29,7

32,9

8. Иметь возможность оздоравливать себя и членов своей семьи

58,7

3

60,6

56,9

Подавляющее большинство респондентов считает, что наиболее эффективные те мероприятия поддержки молодой семьи, которые предусматривает статья 10 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развития молодежи в Украине". Ответы респондентов не имеют сильного различия в зависимости от пола. Мужчины и жены одинаково относятся к предложенным вариантам помощи молодой семье.

В особенности важно подчеркнуть, что значительная корреляция ответов молодых супружеских пар обусловленная маленьким опытом супружеской жизни, а также высоким эмоциональным состоянием опрошенных, поскольку свадебный марш Мендельсона для многих только что проиграл.

Необходимо подчеркнуть, что, по результатам опроса, молодые семьи, во всяком случае недавно созданные, не считают необходимой и не рассчитывают в значительной степени на государственные материальные дотации, которые не надо возвращать. Даже такое популярное в недалеком прошлом предложение, как сокращение рабочего дня и рабочей недели молодым родителям, нашло поддержку только в 18,9% опрошенных. Очевидно, понимание того, что распространение льгот относительно занятости молодых матерей приведет к еще большему ухудшению их положения на рынке работы, приобретает более широкое распространение.

Таким образом, надежды на государственную помощь у молодых семей в последнее время значительно уменьшились, и, соответственно, выросшая ориентация на собственные силы и родительскую помощь в обеспечении будущего своей семьи.

Вместе с тем, в ответах на вопрос относительно видов помощи молодым семьям четко прослеживается материальная направленность. К сожалению, ни один из респондентов не обозначил никаких других видов помощи: ни информационной, ни психологической, ни медицинской и т.п.

Таким образом, потребности молодых семей в разных видах медико-социальной помощи в этом исследовании оказались скрытыми.

В сентябре 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Украины была принята Национальная программа планирования семьи. Однако предусмотренные программой мероприятия не являются достаточными для решения проблем обеспечения каждой семьи желательного количества здоровых детей.

Как и в предыдущие времена, усилия медицинских, социальных, молодежных, юридических и других работников остаются разграниченными. Не существует в Украине государственного учреждения, которое бы объединяло и координировала усилие этих специалистов в решении проблем планирования семьи.

Молодое супружество не имеет информации и помощи со стороны специалистов относительно решения комплекса "нематериальных" семейных проблем. Низкий уровень семейной культуры, в широком понимании, даже не приводит молодоженов к пониманию необходимости посторонней "внесемейной" медико-социальной помощи. Во многом молодёжь ищут совета у друзей, родителей, но не у специалистов.

Такая ситуация во многом возникает "благодаря" значительной формализации и безэмоциональности работы отделов регистрации гражданских состояний, где молодожены впервые легализируют свои семейные намерения и впервые должны быть восприняты как будущая молодая семья.

Формальной является работа органов юстиции относительно разрыва брака. Они имеют чрезвычайно ограниченный диапазон средств решения семейных проблем - лишь предлагают супружеству "время на обдумывание". Фактически это есть ни чем другим, как фальсификацией требований Кодекса Украины о браке и семье. Ведь конфликтные семьи в это слишком трудное для них время не получают никакой специализированной помощи. Даже тогда, когда рассматривается в судебной инстанции заявление о разводе, разрыве брака происходит без выводов психологов и других специалистов.

Юридические инстанции все же приводят статистику примирения супружеских пар, когда на каком-то этапе "обдумывания" супружества забирает заявление на развод. К сожалению, они не имеют информации относительно количества тех супружеских паров, которые, забрав заявления о разводе, спустя некоторое время подают их снова, но уже при условии более глубокого семейного конфликта.

В подобных медико-социальных услугах испытывают потребность не только те семьи, которые находятся на границе развода, но и те, что ощущают напряжение в супружеских отношениях и не знают путей выхода с затруднительного психологического состояния.

К сожалению, кроме осознания существующих проблем, перемен к лучшему не происходит.

Делись добром ;)