Социальная работа с неполными семьями в Забайкальском крае

курсовая работа

1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы с неполными семьями

Основными законодательными актами являются: Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф., кодексы, Федеральные Законы.

Конвенция о правах ребенка направлена на защиту прав ребенка. Целью настоящей конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо иных обстоятельств. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка или опекунов (статья 2).

Конституция (Основной закон государства) определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и обязанности граждан.

Седьмая статья конституции говорит о том, что Российская Федерация является социальным государством, и потому призвано помогать слабым гражданам, стремится влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому достойного существования, стремится к максимально возможному равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска [12, с.156].

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояния и доходы семей. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

К настоящему времени сложилось четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и всвязи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) [11,с. 161].

Права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей: обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, борьба с хищениями, охрана окружающей среды и т.д.); обязанности по укреплению государственного строя (защита отечества, укрепление его могущества и т.д.); обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (забота об охране исторических памятников и других культурных ценностей); обязанностей общегражданского характера (соблюдение Конституции РФ и других законов, содействие охране общественного порядка и т.д.) [16,с.180].

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Личные права регулируются Основами гражданского законодательства, гражданским кодексом, Семейным кодексом, Трудовым кодексом, Уголовным кодексом.

Также в нормативно - правовую базу социальной работы с семьей включены :

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997г. №134- ФЗ состоит из 8 статей ;

Федеральный закон «О потребительской корзине» от 20 ноября 1999г. №201- ФЗ ; Федеральный закон «О государственной социальной помощи»;

Конституция РФ.

В основные законодательные акты, положения включены :

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995г. № 81, который устанавливает единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства и детства.

Постановлением правительства РФ «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995г. №883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

На территории субъектов РФ величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально главами администраций областей и краев [17,с.3].

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи обширней стал, применятся программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России».

Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задача программы - обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; сохранение национального генофонда страны; развитие интеллектуального и творческого потенциала России. А также профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства.

К участию в реализации программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.

Новизна Программы состоит в следующем: ориентированность как на поддержку детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем с детьми в целом и проблем детей в частности; направленность Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами [22,с.137-139].

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Изучая нормативно-правовую базу социальной работы, все же невольно приходим к выводу, что проблемы повседневной жизни одиноких матерей и их детей не воспринимаются в качестве особо значимых, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении детей в детский сад, со стороны школы также не обнаружено никакой материальной помощи (неполные семьи не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

Чтобы получать субсидии, неполные семьи должны быть малоимущими. Сумма прожиточного минимума в большинстве регионов России мала, поэтому субсидии мало облегчают существование неполным семьям. Различные пособия гражданам, имеющим детей мизерные и не облегчают тяжелого финансового положения большинства семейных групп. Несколько существенны размеры пенсий по потере кормильца (в зависимости от трудового стажа кормильца) и пенсии семьям погибших военнослужащих, а также пенсии умственно отсталым инвалидам с детства (а такие дети могут быть в неполных семьях). Сумма единовременного пособия при рождении ребенка, по сути, невелика и тратится на необходимые продукты питания и одежду для новорожденного.

Делись добром ;)