logo
Социальная работа с пожилыми людьми

Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми

2.1 Законодательная база социальной работы

Проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. Законодательную и правовую основу социальной работы составляют:

1) Конституция Российской Федерации

В России, как в социальном государстве право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации

2) Законы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (декабрь 2001года); «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ноябрь 2001г.); «О социальной защите инвалидов в РФ» (июль1995г.); «О ветеранах» (январь 1995г.); «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (декабрь 1995г.); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (август 1995г.)

3) Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (октябрь 1992г.); «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов» (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»; «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (15 апреля 1996г.); «О разработке федеральной целевой программы «Старшее поколение» (18 июля 1996г.).

В названных и других документах определена структура социальной работы, ее цели и задачи, источники финансирования; сформулирована программа социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Все усилия направлены на улучшение условий жизни пожилых людей, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости (10).

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г.

Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности, а также системность, компетентность и подготовленность специалистов.

В последние годы сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым людям. К элементам такого механизма относятся центры социального обслуживания, в том числе отделения социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи, медико-социальные отделения, отделения дневного пребывания. Помимо этого, для тех, кто нуждается в постоянном медицинском уходе, не может обойтись без посторонней помощи, существуют стационарные пансионаты для престарелых; мини-интернаты, социальные гостиницы, хосписы. Выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми (!9; 79).

Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми определяется рядом нормативных документов (6; 147).

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

от 29 октября 1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения»;

от 27 июня 1999г. №28 «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов»;

от 27 июля 1999г. №29(31), «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения», «Комплексный центр социального обслуживания населения»;

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение». Программа «Старшее поколение» должна способствовать социальной поддержке пожилым людям, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Основные направления социальной политики государства в отношении к пожилым:

1) Улучшение условий жизни пожилых людей, их социального обслуживания, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощь в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости.

2) Дальнейшее формирование правовой базы социальной защиты и обслуживания населения.

3) Развитие методологической, научной базы социальной работы с пожилыми и старыми людьми;

4) Подготовка современных профессиональных кадров.