logo
Социальная работа с пожилыми людьми в КГАУ СО "Приморский центр социального обслуживания населения" и его отделении в Лесозаводском филиале по Кировскому муниципальному району

4. Проанализировать результаты прикладного социологического исследования проблем жизнедеятельности пожилых людей - клиентов отделения социального обслуживания на дому Лесозаводского филиала КГАУ СО «ПЦСОН по Кировскому муниципальному району».

В ходе написания квалификационной работы применялись логические методы (анализ, синтез, сравнение), системный и программно-целевой методы, социологические методы (анкетирование, метод статистической группировки).

Практическая значимость работы обусловлена тем, что анализ опыта деятельности специалистов социальной работы с лицами пожилого возраста в Лесозаводском филиале КГАУ СО «ПЦСОН по Кировскому муниципальному району» позволяет определить пути совершенствования социальной работы в данном учреждении.

Структура квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, насчитывающего пятьдесят источников и приложений.

1. Содержание социальной работы с пожилыми людьми в современной России

1.1 Пожилые люди как объект социальной работы

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так, по данным ООН, в настоящее время число пожилых людей на планете составляет 516 млн. человек, однако к середине 21-го века оно увеличится до 1,53 млрд. человек. При этом больше всего, почти в пять раз, вырастет число людей старше 85 лет - с 40 млн. в настоящее время до 219 млн. через ближайшие 30 лет. Две трети престарелых, большая часть из которых приходится на развитые страны, составят женщины. По сравнение с 1950 г. численность пожилых людей возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [8, с. 131-132]. Как сообщает официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ, только за последний год численность пожилых людей в России возросла на 667 тыс. человек и составила порядка 33 млн. человек или 23,1% в общей численности населения. [10, с. 126].

Главные причины постарения населения: снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин - на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни [43, с. 75].

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения - хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.

Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75-80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, - например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [17, с. 263].

В соответствии с классификацией ВОЗ, к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75-89 лет, к долгожителям - люди в возрасте 90 лет и старше [7, с. 43].

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России - 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин) [6, с. 177].

К пожилым, указывает М.Я. Сонин, относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [32, с. 103].

Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья - активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей [32, с. 108].

Ранжирование заболеваемости следующее: доминируют (1-е место) сердечнососудистые заболевания, 2-е место занимают заболевания костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, 3-е мест - заболевания органов дыхания, 4-е - заболевания органов пищеварения, 5-е - заболевания эндокринной системы, 6-е - заболевания нервной системы, 7-е - заболевания мочеполовой системы, 8-е - онкологические заболевания [5, с. 5-11].

К сожалению, до сих пор большинству российских пенсионеров недоступно качественное медицинское обслуживание.

Особенностью России является то, что среди 32 млн. лиц пожилого и старческого возраста 10,8 млн. человек являются инвалидами [5, с. 12].

Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Материальное положение - проблема пожилых людей, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Если у пожилых людей есть семья, они находят какой-то выход, чтобы справиться с возникающими проблемами. Если пожилой человек одинок, то, несмотря на все надбавки, они не могут обеспечить себе достойную жизнь.

Пожилые граждане в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность. Старея, человек не может расстаться с потребностями и мотивами молодости. В России продолжают работать всего лишь небольшое число пенсионеров - 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин [9, с. 28].

Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Это связано, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями, с пониженной двигательной активностью. Для пенсионеров находится работа, не требующая особой квалификации и малооплачиваемая. Пожилые люди чувствуют свою невостребованность в социуме, встревожены уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Особенно эта проблема касается одиноких пожилых людей, которым ждать помощи остается только от государства. Материальная жизнь пожилых людей у большинства одиноких пожилых людей ограничена до уровня выживания, они довольствуются тем, что имеют.

По данным В. Д. Шапиро, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям, хотели бы работать 60% пенсионеров [48, с. 128].

Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, как показывает теория и практика социальной работы, прежде всего, негативно сказывается на моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает сопротивляемость организма к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей социальной среды.

Семья для пожилого остается самым надежным прибежищем. Примечательно, что пожилые люди в большей степени получают моральную поддержку и помощь во время болезни от детей и родственников. На фоне развития мирового финансового кризиса социально-психологическая поддержка для пожилых людей особенно значима, т.к. они находятся в менее выгодном материальном и моральном положении, по сравнению с другими слоями общества [16, с. 59].

Для пожилых людей семейные и родственные узы являются важной поддержкой, но социологические опросы, проведенные в России в 2012-2013 годы, показали, что жалобы на одиночество у пожилых людей занимают первое место,так, у лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100% [15, с. 4-5].

В то время как, по данным исследования Э.В.Карюхина, в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2%. В некоторых регионах численность одиноких пожилых людей достигает уже 30% от общего числа пожилых [11, с. 6-12].

Одиноко проживающие люди склонны к более пессимистической оценке жизненной перспективы: в будущем они предвидят больше неприятных событий, чем пожилые люди, проживающие в семье. Учитывая, что число одиноко проживающих людей постоянно увеличивается во многих развитых странах мира, в том числе и в нашей стране, ученые все в большей степени стараются привлечь внимание к социально-демографическим предпосылкам одиночества.

Одиночество пожилого человека усугубляет все его проблемы в силу отсутствия членов семьи и родственников, способных оказать материальную или психологическую поддержку.

Проблема одиночества пожилых людей - это еще и проблема невостребованности их обществом. Имеется в виду одиночество не только по условиям проживания, но и по ощущению своей ненужности, когда человек считает, что его недопоняли, недооценили. Это порождает негативные эмоции и депрессию.

Одиночество пожилых людей усиливаются отчужденностью от более молодых поколений. В обществе наблюдается проявление геронтофобии (враждебные чувства по отношению к старым людям) и эйджизм (предрассудки по отношению к старикам) [12, с. 5-6].

Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. По данным отечественных исследователей у одиноких людей в возрасте 65-75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессией, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самому [19, с. 256].

При наличии большего количества свободного времени пожилые люди больше читают, активно смотрят телевизор и слушают радио. Четвертая часть пожилых занята любимым делом, больше трети из них предпочитают прогулки (кроме села, где сама жизнь наполовину проходит на природе и связана с работами на огороде и уходом за скотом). Опять же, кроме села, многие пожилые коротают время в телефонных разговорах - таких более трети. Довольно активно пожилые посещают церковь и театры, кино (последнее, естественно, кроме села) [26, с. 58-59].

По самооценке пожилые люди на селе оценивают свой отдых как пассивный, из-за того, что сама сельская жизнь с тяжелым физическим трудом, с невысокими возможностями провести время разнообразно и из-за малого набора таких возможностей представляется пожилому на селе как малоподвижная, пассивная жизнь.

Проведенный Яновским Г.Д. опрос показал, что территориальные различия жизни пожилых определяются, в основном, различиями в условиях жизни города и села: разница - в доступности медицинской помощи, бытовых условиях проживания (наличие различных коммуникаций и т.п.), возможностях проведения досуга, наконец, в уровне образования и предпочтений в системе ценностей [16, с. 59-71].

Отказаться от привычного стиля жизни, обрести ее новый смысл, новое содержание - это центральная задача для пожилого человека.

Состав пожилых людей в РФ как было указано ранее, различный. Среди пожилых людей есть те, которые отягощены различными физическими и психическим заболеваниями, имеют инвалидность, не могут вести более активный образ жизни. Другие имеют потенциал и стремятся себя реализовать в активной деятельности, продолжают работать, стремятся трудоустроиться; третьи реализуют свой потенциал в общественно-полезной деятельности; четвертые переходят на пассивный образ жизни. Даже среди пожилых людей, имеющих инвалидность, есть увлечения, хобби, которые позволяют им себя чувствовать нужными [14, с. 29-33].

В российском обществе пока не создано условий для реализации потенциала старшего поколения, в тоже время и общество не готово воспользоваться потенциалом пожилых людей - нет системы и соответствующих механизмов. Но, тем не менее, эта проблема в настоящее время обозначена на государственном уровне, ведутся различные научные исследования в теории и практике социальной работы, психология развития, геронтологии и т.п. [18, с. 129].

Одним из направлений социальной работы с пожилыми людьми является использование их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер - классов для пожилых людей - эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в отдельных регионах страны [40, с. 176].

Известно, что общественные объединения граждан являются более гибкими и мобильными, с высокой инициативой и восприимчивостью к новым изменяющимся условиям. Находясь в одинаковых условиях с нуждающимися и социально незащищенными пожилыми людьми, представители этих объединений более глубоко и предметно знают их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждым пожилым человеком, помогая ему словом и делом. Именно эти организации способны реализовывать в своей деятельности общинный характер социальных услуг, реализовывать соседские взаимоотношения между людьми, что традиционно ценится пожилыми людьми значительно выше, чем формальные отношения с социальным «чиновником».

С другой стороны, общественные объединения граждан и неправительственные организации имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» разнообразные социальные потребности пожилых людей, существенно разнообразить ту помощь, которая им так необходима.

Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт социальной жизни, что всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций, общественных объединений граждан является важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы граждан, формой объединения не только молодых, но и пожилых людей, включения их в активную социальную деятельности вне сферы их служебной деятельности.

Использование их потенциала на основе активного участия в пожилых людей в общественной жизни и в восстановлении их социального статуса нуждается в определенном государственном или муниципальном финансировании. Вполне возможна и, по-видимому, необходима реализация системы социального заказа на выполнение той или иной программы; региональный или муниципальный грант, спонсорская помощь деятельности общественных объединений пожилых людей и т.д. В любом случае, поиск механизмов развития активности общественных объединений пожилых людей зависит от политической воли и творчества региональных и муниципальных руководителей.

Развитие инфраструктуры социальной работы с пожилыми людьми является задачей рутинной повседневной работы соответствующих служб и специалистов, практической задачей организаторской и управленческой деятельности. Следовательно, основные приоритеты социальной работы лежат в плоскости налаживания практической работы с ними по месту их проживания [50, с. 56].

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем и каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом; и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, основной целью социальной работы с пожилыми людьми должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал, это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами.

1.2 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации

Чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении, а также хорошо знать законодательную базу. Результатом развития законодательства о социальной работе с лицами пожилого возраста за последние годы является создание достаточно прочной системы социального обеспечения населения.

Нормативно-правовой базой для работы с пожилыми людьми на мировом уровне являются международные документы: ООН, ВОЗ, МОТ, конвенция о правах пожилого человека.

Концептуальные взгляды Организации Объединенных Наций на место и роль пожилых людей были отражены в Принципах ООН в отношении пожилых лиц, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991г. Эти принципы предусматривают обеспечение пожилых граждан: [27, с. 9-102].

- продовольствием, жильем, одеждой и медицинским обслуживанием; возможностью заниматься приносящей доход деятельностью, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, находиться как можно дольше в домашних условиях; возможностью активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики и создавать свои движения и ассоциации;

- уходом и заботой со стороны семьи и общины, медицинским обслуживанием в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний; возможностью получать социальные и правовые услуги, услуги попечительских учреждений; возможностью пользоваться в любом социальном учреждении правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

- возможностью всесторонней реализации своего потенциала, то есть доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

- возможностью вести достойный и безопасный образ жизни, то есть, не подвергаясь эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.

Особые интересы пожилых людей нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ): [20, с. 98].

- о минимальных нормах социального обеспечения и установлении прожиточного минимума (1952 г.);

- об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.);

- о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.);

- о пожилых трудящихся (1980 г.)

В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, проходившей в Копенгагене 6-12 марта 1995г., Главы государств и правительств взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей как одной из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям [20, с. 109].

Правовое обеспечение граждан пожилого возраста в Российской Федерации на федеральном уровне регламентируется прежде всего Конституцией РФ, в которой в соответствии со ст. 41 пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Ст. 39 конкретизирует это положение, указывая на объективные обстоятельства и случаи, закрепляя их законом. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан [1].

Наличие же соответствующих федеральных законов и целевых программ является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение. К основным федеральным законам относятся:

- Федеральный закон « Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].

- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. устанавливает «правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом» [21, с. 28].

- Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ регулирует «отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе» [2].

В соответствии с Законом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на следующих принципах: [22, с. 123].

- соблюдения прав человека и гражданина;

- предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственности всех видов социального обслуживания;

- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

- ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [2]. В Законе подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере социального обслуживания; формы и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального обслуживания, поскольку в нем подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров [2].

- Федеральный закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определяет гарантии социальной защиты ветеранов в РФ (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь. Определены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда [21, с. 87].

- Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. за №340-1 установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий закон [25, с. 92].

Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, четыре вида: [25, с. 96].

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет.

Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.

Постановлением Правительства РФ «О федеральном перечне гарантировано государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг [4].

Определенное значение имеют такие законодательные акты, как приказ Минздрава РФ «О создании отделений социально-медицинской помощи на дому» от 27.12.1994г., постановление Правительства РФ от 25.11.1995г «О федеральном перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» [13, с. 62-65].

Федеральные целевые программы должны создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых пожилой человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной инфраструктур. В федеральной программе «Старшее поколение» разработаны мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности граждан старшего поколения (обеспечение правовой защиты; совершенствование охраны здоровья; поддержание жизнеспособности и активности; повышение материальной обеспеченности; оптимизация среды жизнедеятельности; предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей и личностного потенциала в пожилом возрасте); мероприятия по улучшению условий функционирования государственных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей (научно-методологическое обеспечение, проведение научных исследований, совершенствование статистической базы, информатизация проблем старения населения) [42, с. 68].

Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.

На региональном уровне действуют законодательные акты и программы, основанные на федеральных законах, но определяются спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. На территории Приморского края социальная работа с пожилыми людьми регулируется Законом Приморского края от 29.12.2004г. №199-КЗ «О социальном обслуживании населения в Приморском крае», Постановлением Губернатора Приморского края от 14.02.2005г. №38-пг «О порядке и условиях социального обслуживания на дому и социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Приморского края» [31], и другими документами.

Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми на муниципальном уровне определяется Положением «Об отделении социального обслуживания на дому», которое разработано на основании законов РФ, нормативно-правовых актов Приморского края, локально-нормативных актов краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Приморский центр социального обслуживания населения».

Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.

Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющие систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

1.3 Структура и технологии социальной работы с пожилыми людьми

Социальная работа с пожилыми людьми является одним из наиболее важных направлений в сфере социальной защиты населения. Стратегическая значимость этого направления обусловлена таким явлением, как демографическое старение населения, когда поступательно увеличивается доля граждан пожилого возраста в общем объеме населения [24, с. 153].

Основными технологиями социальной работы с пожилыми и престарелыми являются:

- социально-бытовое обслуживание;

- медико-социальная реабилитация;

- социальное попечительство;

- оказание психологической помощи [23, с. 104].

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста является одной из основных и востребованных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Результатом социального обслуживания на дому является оказание всесторонней помощи гражданам пожилого возраста с учетом их интересов, состояния здоровья, специфики ситуации, материальных возможностей и других объективных факторов.

Социальное обслуживание на дому осуществляется отделениями социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, входящих в структуру комплексных центров и центров социального обслуживания населения, и некоторых домов-интернатов, предусматривает для граждан пожилого возраста и инвалидов возможность получения социальных услуг, как на бесплатной основе, так и на условиях оплаты (платных социальных услуг).

На социальное обслуживание на дому принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения своих основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [23, с. 156].

Гражданам пожилого возраста предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические и социально-правовые услуги. Отделениями надомного социального обслуживания предоставляются социально-бытовые услуги по покупке и доставке на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, содействию в приготовлении пищи, уборке жилых помещений, стирке белья, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и иные жизненно важные услуги, направленные на удовлетворение повседневных потребностей граждан. В числе социально-медицинских услуг - обеспечение ухода, наблюдение за состоянием здоровья, проведение медицинских процедур, приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения и другие. Наряду с этим граждане получают необходимую психологическую помощь, консультации по социально-правовым и социально-экономическим вопросам, им оказывается помощь в оформлении документов, получении установленных законодательством мер социальной поддержки и прочее [33, с. 96].

Отделения срочного социального обслуживания оказывают услуги разового характера: содействие в разовом обеспечении остро нуждающихся бесплатным питанием или продуктовым набором, одеждой, обувью и предметами первой необходимости, оказание социально-психологической помощи, консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение, иные услуги.

В отделениях дневного пребывания с учетом возраста и состояния здоровья граждан проводятся оздоровительные и культурно-досуговые (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники и др.) мероприятия, организуется работа кружков и клубов по интересам, оказывается психологическая поддержка и консультативная помощь.

Социально-реабилитационными отделениями в соответствии с физическими возможностями граждан предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на восстановление утраченных вследствие болезни или инвалидности функций организма, приспособление граждан к изменяющимся социальным и экономическим условиям жизни. Клиентам оказывается содействие в получении средств ухода и реабилитации и помощь в их использовании, получении образования и (или) профессии, психологическая поддержка, консультирование по социально-правовым и социально-экономическим вопросам [28, с. 123-127].

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в сложной жизненной ситуации, социальные услуги могут предоставляться в отделениях временного проживания, которыми наряду с социально-бытовыми и социально-медицинскими услугами оказывается содействие в преодолении возникших трудностей, в первую очередь, психологическая, правовая, материальная помощь.

В социально-оздоровительном центре пожилым людям предоставляются услуги, способствующие профилактике хронических заболеваний, продлению активного долголетия: оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, работа кружков и клубов по интересам, психологическая и консультативная помощь.

Деятельность центра социальной адаптации ориентирована на оказание социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, гражданам в иной трудной жизненной ситуации, в числе которых содействие в восстановлении утерянных (утраченных) документов, регистрации по месту пребывания, оформлении инвалидности, пенсии, социальных выплат, а также медико-социальная и правовая помощь, психологическая поддержка.

Вместе с этим гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются дополнительные платные услуги по утвержденным тарифам: содействие в ремонте и уборке жилья, обработке земельного участка, обеспечении топливом, приготовлении пищи, стирке белья, мелком ремонте одежды, проведении мероприятий социально-медицинского характера, транспортные и др. услуги.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная помощь пожилым людям. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет [29, с. 97].

Одной из новых форм обслуживания одиноких пожилых людей, живущих в отдаленных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную.

Еще одним видом социальной работы с пожилыми людьми является попечительство. Попечительство над пожилыми людьми - одно из основных направлений в социальной работе с ними.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главная из них - функционирование системы домов-интернатов. Сейчас этих домов в России - 959 [30, с. 107]. Но потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась. Это объясняется тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. Сейчас в дома-интернаты поступают люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода.

Наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в домах-интернатах это: одиночество (48,8%); неудовлетворительное состояние здоровья (30%); конфликт в семье и инициатива родственников (19%) [30, с. 112].

В домах-интернатах общего типа престарелым помогают психологически адаптироваться к новым условиям, осуществляется медицинское обслуживание, предусмотрен целый комплекс мероприятий реабилитационного характера (например, лечебно-трудовые мастерские).

Среди жителей домов - интернатов можно выделить три группы лиц:

- приехавшие сюда по желанию одинокие;

- приехавшие по желанию, проживающие с семьями;

- нежелающие находиться в интернате, но вынужденные обращаться сюда по разным причинам (материальные, климат в семье) [30, с. 118].

Естественно, что пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. И это позволяет расширяющаяся помощь на дому. Надомные услуги, гарантированные государством, в последнее время становятся более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь по уборке жилья; содействие при оказании ритуальных услуг и погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт квартиры; доставка дров, воды); помощь в оформлении документов, обмене жилья.

Еще в 80-ые годы в некоторых домах-интернатах были созданы специальные отделения, в которых пожилые, нуждающиеся в постоянном уходе, проживали там во время отсутствия в доме родных (командировка, болезнь). Сейчас это отделения временного проживания [35, с. 138].

Имеется совсем «новый» опыт. Пожилых расселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности. На первом этаже располагаются: магазин, столовая, прачечная, парикмахерская, медицинские кабинеты. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В 2013 году в России было 116 специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар. В них проживало 9 тыс. человек [38, с. 78].

Медико-социальная реабилитация пожилых людей зависит от характера реабилитационных мероприятий, от состояния здоровья, от вида патологии.

В задачи медико-социальной реабилитации пожилых и старых людей входят:

- согласование и координация работы с лечебными учреждениями города.

- освоение и апробация новых нетрадиционных методик реабилитации.

- организация специализированной медико-социальной консультативной работы на базе лечебных учреждений города.

- организация и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях

- обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими.

- содействие обеспечению инвалидов необходимыми вспомогательными средствами (костыли, слуховые аппараты, очки и так далее)

- осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура) [47, с. 136].

Основная задача психолого-социальной помощи - это социальная адаптация, то есть процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Для этого необходимы следующие меры:

- организация психологической, консультативной помощи (личные проблемы, конфликты в семье, стрессы)

- мероприятия по организации досуга (организация клубов по интересам, студий народного творчества, спортивные мероприятия, привлечение к общественной деятельности, культурной жизни)

- использование информационных методов (различные встречи, беседы, вечера вопросов и ответов)

- решение проблем трудоустройства пожилых людей

- патронаж семей, в которых живут престарелые люди (с согласия семьи и самого престарелого);

- поддержка одиноких людей (клубы по интересам, клубы знакомств);

- привлечение к работе религиозных организаций [41, с. 167].

Таким образом, сущность социальной работы с пожилыми гражданами состоит в необходимости социально-бытового обслуживания, социального попечительства, медико-социальной и социально-психологической помощи вследствие ограничения жизнедеятельности, изменения социального статуса человека, плохого материального положения. Все направления социальной работы тесно взаимосвязаны друг с другом и служат одной цели: восстановлению нарушенных или ослабленных, утраченных общественных связей и отношений, утрата которых произошла в результате возраста, тяжелого заболевания, инвалидности.

Технологии социальной работы - это разновидность социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [39].

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

- содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

- соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

- обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг [34, с. 62-63].

В социальной работе с пожилыми и старыми людьми как с одной из наиболее уязвимых в силу возрастных особенностей категорий населения применяются различные технологии социальной работы. Наиболее широкое распространение получило социальное обслуживание граждан пожилого возраста, поскольку данная технология больше всего соответствует потребностям данной категории граждан.

Статья 1 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» дает определение социального обслуживания этой категории населения:

«Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности». [2].

Данным Законом закрепляются гарантии соблюдения прав граждан этих категории на получение достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

При этом федеральный перечень является базовым и ежегодно пересматривается, не допускается сокращение объема услуг. В статье 16 главы 3 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» названы формы социального обслуживания:

- социальное обслуживание на дому (включая социально - медицинское обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание;

- социально-консультативная помощь [2].

Каждая из форм социального обслуживания предназначена для выполнения различных видов услуг, названных в главе 3 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [2].

Другим видом технологии социальной работы с пожилыми является социальная помощь. Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями [37, с. 174].