logo
Социальная работа христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

3.1 Потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе

Трудно недооценить потребности в воспитательной, исправительной и социальной деятельности в пенитенциарных учреждениях. Труды А.С. Макаренко рассматривают роль социального в воспитании и перевоспитании. Им, а так же С.В. Познышевым и Б.С. Утевской изучены методологические и теоретические вопросы социального в воспитании. Изучению личности осужденного и роли общественных формирований в пенитенциарных учреждениях, реабилитационной и профилактической работы посвящены труды А.Я. Азарова, В.М. Алиева, Б.Н. Алмазова, Ю.А. Алферова, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдакова, Л.В. Высотина, Ю.В. Гербеева, М.Н. Голоднюк, В. И, Горобцова, В.А. Ласточкина, Л.В. Лысенко, А.В. Пищелко, М.П. Стурова и др.

Под социальной работой мы понимаем процесс, направленный на дезинтегрированного с обществом индивида (или их группу), лишенного свободы и находящегося в системе УИН, через холистичное участие в его жизни, приносящее нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем. Человек, лишенный свободы по определению является “дезинтегрированным" с обществом (без анализа правомерности лишения его свободы). Дальнейший же анализ показывает, что дезинтеграция происходит еще до попадания в места лишения свободы - на фоне совершенных преступлений, следовательно, делинквентности и девиантности поведения, то есть этой же “дезинтеграции с социумом”.

Другими словами, типичный заключенный, отбывающий наказание за совершенное преступление в местах лишения свободы, имеет как минимум дважды порванную связь с социумом: по факту девиантного поведения и по факту лишения свободы. Само девиантное поведение может быть обусловлено множеством факторов ранней дезинтеграции с социумом (асоциальная семья, безработица, миграция, виды алкогольной и наркотической зависимости). Таким образом, дезинтеграция осужденного с социумом подобна дереву, где корнями являются причины его девиантного поведения, стволом - само девиантное поведение, а плодами - лишение свободы, и, де факто, усугубление социальных проблем.

Следовательно, мы видим, что социальное состояние осужденных к лишению свободы и проходящих исправление в пенитенциарной системе - крайне комплексное, и процесс, направленный на холистичное участие в жизни осужденного, приносящий нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем тоже должен быть комплексным. Исходя из этого, мы можем утверждать, что социальная работа в пенитенциарном учреждении должна быть направлена на все три уровня дезинтеграции осужденного с социумом и ее идеальной целью должна быть нормализация во всех областях.