Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

дипломная работа

1.3 Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной дезадаптации. Вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению и ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [19].

Ребенок с диагнозом детский церебральный паралич при отсутствии приспособлений упражнений и лечении может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение усугубляет неумение или не желание других людей общаться, с таким ребенком приводит к его социальной депривации уже в детском возрасте затормозить выработку навыков необходимых для общения с окружающими.

В процессе социальной реабилитации решаются 3 задачи: адаптация, автоматизация и активизации личности.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Существуют следующие виды патологий.

1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полеомелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; палиавртрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют социального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Общая характеристика детского - церебрального паралича.

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы один из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его появления достигает в среднем 6 на 100 новорожденных. В современной статистике только в Москве насчитывается около 4 тысяч детей страдающих церебральным параличом. Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают важные для человека функции: движения, психика и речь. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция держания головы, навыки сидения стояния ходьбы [2].

Особенности психики.

Жизнь ребенка страдающего ДЦП с раннего возраста принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Родители, обеспокоенные его двигательными дефектами, задержкой его психического и речевого развития, стараются сделать все возможные для восстановления его здоровья. Дети с ДЦП - это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов. Они систематически получают медицинскую терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Большую часть времени проводят на занятиях лечебной физической культуры с упражнениями на специальных тренажерах при необходимости проходят лечение, подобный ритм жизни, постоянное ощущение боли, тревоги чувств и безысходности, исходящее от родителей, приходят к проявлению тревоги беспокойства и страха у самых маленьких пациентов.

Дети начинают волноваться вместе с родителями, еще не осознавая полностью степени утраты собственного здоровья. Дети испытывают дефицит ласки со стороны родителей. Родители полностью погружены в проблемы здоровья своего ребенка, и обычная родительская ласка отходит на второй план. Ребенок является единственной целью жизни родителей и соответственно центральной фигурой в семье. Ему уделяется чрезмерное внимание. Родители стремятся выполнять все его желания и ограждают «забором» от других людей.

Подобное воспитание предполагает формированию черт социальной и эмоциональной незрелости и робости. При столкновении с трудностями он не может отстоять свои права.

Семья с детьми-инвалидами особая категория, относящихся к «группе риска». Известно что психических расстройств в семьях с детьми, имеющими ограничение возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще семьи в процессе воспитания, становление социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса вызванного его болезнью, обучения профессионального обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка имеющие ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывает воздействие семье в решении всех этих проблем[20].

При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры соцзащиты и.д.

Социальные услуги оказываются детям-инвалидам в соответствии и индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР - это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его саматического состояния, психофизической выносливости. Социального статуса и реальных возможностей социально - средовой инфраструктуры. В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых ребенку-инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнители. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида либо его законного представителя и выдается в виде единой форме (карты) установленного образца. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью, проведенных мероприятий. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы [15].

Социальный работник опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реализации.

Сотрудники учреждений социальной защиты стремятся к тому, что каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями интересами навыками и потребностями. Взаимодействие родителей и сотрудников имеет огромное значение. Но для обеих сторон оно редко складывается просто и без трений

Возможно это, прежде всего, зависит от того, что они относятся к подопечным с различных позиций: родители движимы любовью к ребенку, своим уникальным опытом и своей интуиции.

Социальные услуги, предоставляемые детям с ограниченными возможностями социальными службами:

- социально-бытовые: социальная услуга, направленная на поддержание и обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

- социально-психологические: социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психологического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

- социально-педагогические: социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально - педагогических проблем жизнедеятельности.

- социально-медицинские: социальная услуга, представляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

-социально-правовые: социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности[16].

Методы, используемые специалистами в работе с детьми-инвалидами:

Иппотерапия (лечебная верховая езда)

Иппотерапия стала полноправной составляющей в реабилитации инвалидов со страшным диагнозом церебральный паралич.

Иппотерапия - лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.

При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело, сидящего на спине человека. Такой массаж и тепло лошади и ритм ее шагов способствуют появлению новых реакций у инвалида. Эмоциональная связь с животным, требующая активной мобилизации физических и психологических ресурсов и условий езды на лошади поднимают активность, настроение больных способствуют достижению самостоятельности. При проведении занятий ритм обучения навыкам верховой езды соотносится со способностями и возможностями клиента.

При этом обязательными принципами иппотерапии являются:

-безопасность;

-умеренность;

-доступность клиента к усвояемости упражнений;

-исключение насилия над животными.

Главным итогом занятий верховой езды - повышения качества жизни.

Нормализуется поведение, развиваются психомоторные навыки, и в целом улучшается социальная адаптация.

В личном плане - занятия позволяют повысить самооценку, улучшить самоконтроль, способствуют повышению общительности, дисциплинированности, уверенности в себе, концентрации внимания.

В психомоторном плане - занятия нормализуют тонус мышц, улучшают ориентировку во времени и пространстве.

Арттерапия - лечение искусством, под средством художественного творчества.

Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства клиента.

Существует несколько вариантов использования этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ.

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству.

- использование произведений искусств и самостоятельное творчество клиента.

- творчество самого специалиста - лепка, рисование, направленное на взаимодействие с клиентами.

Библиотерапия.

Она предусматривает специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы, которая способствует нормализации и оптимизации психического состояния ребенка. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства или направляют их по новому руслу.

Музыкотерапия.

В ней используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих способностей, расширению кругозора, активации социально адаптивных способностей.

Игровая терапия.

Она рассматривается как средство для раскрепощения патологических, психических состояний ребенка. являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития. воспитания, адаптации, релаксации.

Игры несут в себе элементы физического и социально-психологического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, воображения, творческие способности детей, игра развивает ориентацию, учит поиску нужного решения.

Глинотерапия.

Это работа с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто). Изготовление различных поделок способствуют развитию интеллекта, мотивации для активного участия в социокультурном пространстве, повышению самооценки, овладении навыками профессионального мастерства.

Трудотерапия.

Трудотерапия - это метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций [7].

Таким образом, мы делаем следующие выводы.

1) Ребенок с детским церебральным параличом - это ребенок, у которого ведущим является двигательный дефект.

2) Работа с такими детьми строится на основе индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ИПР - это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой и общественной деятельности.

3) Перечень услуг, предоставляемых специалистами социальных служб детям с ДЦП:

- социально-бытовые;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-медицинские;

- социально-экономические.

4) Методы, используемые при работе с детьми с ДЦП:

-иппотерапия;

-трудотерапия;

-глинотерапия;

-игротерапия;

-музыкотерапия;

-арттерапия;

-библиотерапия.

5) Самое важное в работе с детьми с детским церебральным параличом то, что реабилитация должна быть комплексной и направлена не только на детей, но и на всю семью в целом.

Делись добром ;)