Социально-культурная деятельность в Государственном учреждении "Дом народного творчества и досуга"

курсовая работа

2.1 Состояние социально-культурной деятельности в ГКДУ

Одна из центральных задач социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка // Социальный педагог: Подготовка и деятельность. Сб. статей ЧГИИК. - Челябинск, 1994. С. - 94..

Домом народного творчества и досуга, который является культурно-досуговым учреждением Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, был организован фестиваль. 25 марта 2003 года состоялось открытие V Международного фестиваля детского хореографического творчества "Невская радуга - 2003". В том году фестиваль посвящался 300-летию Санкт-Петербурга и продлился до 29 марта. В фестивале приняли участие 17 детских хореографических коллективов Санкт-Петербурга, а также коллективы из Екатеринбурга, Смоленска, Москвы, Ростова-на-Дону и других городов России.

Приехали также гости из дальнего и ближнего зарубежья: из Беларуси, Латвии, США и Финляндии. Общее количество участников фестиваля составило более 100 человек. Фестиваль не является конкурсным, и это сделало участников более раскрепощенными.

Государственное культурно-досуговое учреждение Дом народного творчества и досуга расположен в переулке Антоненко, дом 2, год основания: 1995. Каково же состояние социально-культурной деятельности этого учреждения на сегодняшний день. Организационно-методический центр по культурно-просветительской деятельности по различным жанрам самодеятельного творчества. Организация культурно-творческого досуга для взрослых и детей. Консультационные и культурно-досуговые программы для семьи. Оказание помощи в разработке нормативно-правовой базы в сфере культуры. Развлекательные культурно-досуговые программы, концерты, представления Невское время // 1999. - № 167. - С. - 6..

На праздник, посвященный Дню знаний, городской комитет по делам семьи, детства и молодежи и Дом народного творчества и досуга приглашают первоклассников - детей-сирот, находящихся под опекой. Под веселое музыкальное сопровождение костюмированные персонажи встречают участников на Исаакиевской площади и во дворике Дома народного творчества и досуга. А в зале ребят встречают куклы-великаны и приглашают отправиться в путешествие в Страну знаний.

Попав в театральный зал, дети становятся не просто зрителями, а активными участниками веселого танцевально-развлекательного представления. Их ожидает встреча с магистром диско-наук диджеем Альфом, бакалавром шуток и хорошего настроения - ведущим Сергеем Овсянниковым, актерами театра "Маска", дрессированными животными, артистами цирка и другими творческими коллективами города. Ребята принимают участие в Супер-шоу первоклашек, где за смекалку, находчивость и смелость получают и обычные, и суперпризы.

На улицах города проходят в это время конкурсы "Рисуй-ка", "Угадай-ка", "Сочиняй-ка". Юных поэтов, графферов, умниц и умников ждут разнообразные призы, подарки, сувениры Невское время // 1999. - № 62. - С. - 5..

На каникулах в известном клубе "Порт" в помещении Дома народного творчества и досуга благотворительное движение "Золотой пеликан" и программа "Пилигрим" проводят традиционный праздник для школьников из приютов под названием "Книжкина неделя". Вот уже пять лет во время весенних каникул на таком празднике дети из приютов встречаются и делятся своими литературными знаниями. В этот раз на праздник в "Порт" приехали 130 ребят из приютов "Альмус", "Федор", "Гостиница "Вера", "Ребенок в опасности". Нередко многие ребята из таких заведений обладают уникальными данными, которым позавидует любой школьник из обычной общеобразовательной школы.

Кроме того, благотворительное движение "Золотой пеликан" и программа "Пилигрим" при поддержке Сбербанка РФ в ближайшее время организуют автобусные экскурсии по историческим местам Петербурга и его пригородам для юных художников из приютов нашего города.

Нельзя не отметить, что в ГКДУ регулярно проводятся вечере встреч ветеранов, например, 189-й Кингисеппской Краснознаменной стрелковой дивизии, 6-й дивизии народного ополчения Октябрьского района.

Но не всё так безоблачно. Реконструкция под пятизвездную гостиницу здания по переулку Антоненко, 2, затягивается из-за проблем с выселением расположенного там ГУ Дом народного творчества.

Решение о передаче построенного в 1851 году здания Там же. С. - 3. целевым образом ООО "Файв Стар" (дочерняя структура итальянской компании Ernesto Preatoni Group, возглавляемой Эрнесто Преатони) было поддержано Инвестиционно-тендерной комиссией. Официально строительством гостиницы занимается Роберто Преатони, генеральный директор ООО "Файв Стар" - сын итальянского предпринимателя.

Рыночная оценка объекта составляет более $2 млн. Однако в процессе подготовки документации выяснилось, что есть проблемы с перебазированием из предполагаемого отеля расположенных там пользователей.

Помимо расселения 118 семей, проживающих в существующем по данному адресу общежитии, и 19 семей, занимающих городские квартиры (по предварительным расчетам, для этого необходимо $1,5 млн), инвестору потребовалось переместить ГУ Дом народного творчества и досуга. Это культурно-досуговое учреждение получило в 1998 году в оперативное управление почти 4 тыс. м площадей. Когда же встал вопрос о его переселении, выяснились весьма странные факты. Оказалось, что согласия учредителей ГУ в лице Комитета по культуре и администрации Адмиралтейского района вовсе недостаточно для его перебазирования.

Перебазирование Дома народного творчества и досуга - единственная проблема, сдерживающая инвесторов. Однако свои протесты по поводу перебазирования Дома народного творчества и досуга высказал первый заместитель главы ТУ Адмиралтейского района Александр Быстров. По его словам, это заведение выполняет чрезвычайно важные социальные функции, а перечисляемых инвестором средств на переезд ГУ не хватит. Чтобы снять возникший казус, Валерий Назаров предложил поставить перед Комитетом по культуре вопрос о целесообразности существования такого странного ГУ.

Следует отметить, что проблемы с директорами ГУ возникают довольно регулярно. Обычно город не может их эффективно контролировать, а уволить нерадивого директора крайне сложно. Именно эти причины в свое время подвинули КУГИ на массированную акцию по сокращению числа ГУ.

Строительство отеля в переулке Антоненко - второй проект группы Преатони в Петербурге. Согласно предпроектным проработкам, общая площадь 5-этажной гостиницы составит около 14 тысяч м. Здание "подрастет" за счет двухуровневой мансарды площадью 1400 м. Бюджет проекта оценивается в $20 млн. Тендер на выполнение архитектурного проекта реконструкции здания выиграла архитектурная мастерская "Евгений Герасимов и партнеры".

Представление о приоритетных задачах социально-культурного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления они в России воспринимались как центры отдыха и досуга, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. Постепенно концепции монологического воздействия социально-культурного учреждения на посетителей уступили место концепции коммуникационного подхода.

Отличительной особенностью деятельности современного социально-культурного учреждения является понимание «уравновешенности» позиций всех участников коммуникации Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М., 2003. С. - 104.. Основываясь на исследованиях посетителей Дома народного творчества и досуга, организаторы стараются строить общение с посетителями на принципах диалога, что позволяет в максимальной степени удовлетворять потребности посетителей учреждения. Специалисты Дома народного творчества проводят лекции и творческие встречи, посвященные актуальным проблемам мировой и отечественной культуры, оказывают шефскую помощь преподавателям истории и эстетики в школах и профессиональных училищах, консультируют общественных организаторов мероприятий.

Сотрудники и руководство ГКДУ полностью осознают, насколько изменились функции и задачи учреждения в современном обществе, что нашло свое отражение в целом ряде научных исследований, имеющих огромное значение не только для деятельности Дома народного творчества и досуга, но и для развития социально-культурной деятельности в целом. В первую очередь необходимо назвать фундаментальную монографию главного научного сотрудника М.А.Ариарского «Прикладная культурология» и успешно защищенную Н.В.Нагорским диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме «Музей как институт социально-культурной деятельности».

Рассматривая различные аспекты социально-культурной деятельности учреждения, необходимо отметить, что особое значение в современных условиях приобретает работа с молодежью. Знакомство с культовой архитектурой и изобразительным искусством - неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения. Актуальной проблемой взаимоотношений Дома народного творчества и досуга с посетителями стала неподготовленность детей и подростков к восприятию досугового материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию историко-культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения подобного заведения.

Безусловно, одна из функций посещения - пробудить интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения ГКДУ информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимость подготовки учащихся к непосредственному знакомству с необходимым материалом. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и социально-культурных учреждений Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М., 1972. С. - 204-205..

Исследование механизмов восприятия социально-культурной деятельности в массовой аудитории дает достаточные основания для того, чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении или уточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленная консультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия социо-культурного материала. В этом случае особое значение приобретают такие психологические характеристики мероприятий, как эмоциональное заражение, убеждение, доверительность, которые в итоге активизируют субъективное отношение человека к предмету рассказа и морально-нравственной проблематике Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.,1987. С. - 81-82..

Сегодня эффективность посещения Дома народного творчества и досуга определяется уровнем внимания посетителей, количеством и характером задаваемых вопросов или, другими словами, уровнем взаимодействия содержания информации («значений») с социально-психологическими потребностями («смыслом»). С другой стороны, общение в процессе социально-культурных мероприятий строится не только на ситуативных интересах посетителя, но и на сущностных, ценностно-ориентационных. Таким образом, особое значение приобретает стиль подачи информации, определяющий принципы отбора выразительных средств, с тем, чтобы вызвать интерес и дать повод для размышления посетителям всех уровней знакомства с ГКДУ, учесть различные уровни восприятия социально-культурной информации.

Состояние сегодняшней социально-культурной деятельности носит отчасти воспитательный характер. Формирование гуманистической направленности в ГКДУ проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания в учреждении должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов социально-культурной деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания в Доме народного творчества и досуга растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценная социально-культурная деятельность предполагает развитие у посетителей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М., 2003. С. - 116.

. Посетитель должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному и т.д.).

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной социально-культурной деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность «всерьез» трудиться.

Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-потребностной сферы профессиональных Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.,1987. С. - 16. намерений, воплощаемых в доме творчества.

Именно в форме утверждения себя в общественном труде на базе ГКДУ происходит утверждение посетителем себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.

Универсальной формой этой жизни выступает социально-культурная деятельность, участие в которой обеспечивается жизненной позицией. Характер, объем, функции социально-культурной деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.

Делись добром ;)