Социально-культурная деятельность с людьми пожилого возраста

курсовая работа

1.1 Исторический аспект социально-культурной деятельности с пожилыми людьми

Государственная забота о пожилых людях - состоявшаяся на протяжении многих столетий традиция. Она уходит своими корнями во времена древних славян, которым были известны простейшие формы благотворительности. С возникновением в IX веке Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, "кормлении на своем дворе", устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих - духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси, осуществленного князем Владимиром в конце Х века.

Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся. При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось "попечение и надзирание" народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен "для убогих, увечных и престарелых", "особого дома для неизлечимо больных", "работных домов для обоего пола" и т.д.

В целом XVIII - первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно - управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек и наибольшая часть из них это престарелые, одинокие люди. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период - о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899 году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.

Во второй половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие. К концу XIX века наше государство имело не только развитую благотворительность, но и общественно-государственную систему помощи нуждающимся. Эта система социальной помощи составила основу возникновения социальной работы.

Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь общества в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в России после революционных событий Октября 1917 года. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.

Вторая причина отсутствия в советское время социально-культурной деятельности заключается в том, что одна из ее исторических предпосылок - благотворительность - всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, который в течение семи десятилетий служил официальной идеологией. Необходимо отметить, что благотворительная деятельность, продолжала существовать в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апеллируя к чувству сострадания у людей, благотворительность способствовала пониманию в обществе важности профессии социального работника.

В отличие от стран Запада, которые с начала XX века развивали у себя профессию социального работника, Советское государство в решении проблемы помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Таким образом, данная проблема была отдана на откуп государственным чиновникам, не проявлявшим интереса к работе с нуждающимися, и поэтому вся деятельность ограничилась рамками социального обеспечения в виде социального страхования. Остальные социальные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображениям. Только во время перестройки в России была введена новая профессия социального работника, специалиста по социальной работе.

В соответствии с Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" (1995 г.) стала формироваться целая сеть новых социальных учреждений: комплексные центры социального обслуживания населения, геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры и др.

Сегодня у общества не вызывает возражений утверждение, что социальная работа - важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д.

Делись добром ;)