Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей

курсовая работа

2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

Во-первых, для начала нужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация - это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно.

Причины, вызывающие такую ситуацию, весьма разнообразны. Например,

В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная работа» выделяет следующие причины: Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.

1. экономические (возникает у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в составе есть инвалиды, семьи безработных);

2. асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);

3. психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);

4. медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);

5. неполнота семьи.

По этому для решения таких проблем нужно вмешательство специалистов. Задачей которых является укрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется «социальной поддержкой». «Социальная поддержка - это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе.» Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

Со стороны государство осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)». Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы, 1997. 2 т. 404 с.

Эту деятельность по отношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.

Сейчас в нашей стране большое распространение приобретают центры социально-психологической помощи семье и детям.

Н.В. Кузнецова в учебном пособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах: Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. 254 с.

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

2. Оказание срочной материальной помощи;

3. Содействие в трудоустройстве и получении профессии;

4. Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

5. Создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;

6. Содействие в посещении детьми культурных мероприятий;

7. Содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

8. Содействие в организации быта и питания остронуждающихся.

Социально-правовые услуги:

1. помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;

2. содействие в предоставление социальных выплат;

3. правовая защита личных интересов детей;

4. правовое просвещение.

Социально-реабилитационные услуги:

1. организация психолого-медицинско-педагогического обследования;

2. социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

3. составление индивидуальных коррекционных программ.

Психологические услуги:

1. психодиагностика и обследование личности клиента;

2. психопрофилактика и психогигиена;

3. психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

4. коррекция отношений и поведения;

5. развития навыков эмоциональной саморегуляции;

6. организация посреднических услуг.

Педагогические услуги:

1. консультативная помощь родителям и детям;

2. содействие культурно-досуговой деятельности детей;

3. обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности.

Социально-медицинские услуги:

1. содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

2. организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни.

Социальный работник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.

Социальную работу с криминально-аморальными семьями из-за острого социального неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Лексикон социальной работы / Ред. С. Кибардина и др. Вологда: Русь, 2001. 296 с.

Для работы с асоциально-аморальными семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

В работе с конфликтными семьями, в которых отношения супругов хронически осложнены и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Педагогически несостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.

Алгоритм действий куратора «случая»

· В течение трех рабочих дней после назначения куратор «случая» принимает неотложные меры для выполнения Плана безопасности ребенка (при наличии).

· Собирает информацию о семье, ребенке, вносит запись в журнал учета работы со «случаями.

· Анализирует ресурсы семьи, внешнего окружения, социальной среды. Выбор специалистов для выполнения плана реабилитации.

· Разрабатывает План реабилитации семьи и ребенка на период до 6 месяцев.

· Не позднее 30 дней направляет План реабилитации на рассмотрение в Подразделение по опеке, затем на утверждение Консилиумом.

· Организует выполнение Плана реабилитации.

· Определяет и координирует работу команды специалистов по работе со «случаем».

· Осуществляет контроль за реализацией мероприятий Плана реабилитации специалистами - исполнителями.

· Принимает участие в работе группы по проведению мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (не реже 1 раза в три месяца).

Делись добром ;)