logo
Социально-психологические аспекты лиц с ограниченной возможностью в Республике Беларусь

1.4 Роль и место физического воспитания в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Физическая культура - это особая и самостоятельная часть культуры, которая приобретает ряд особенных черт в приложении к инвалидам разных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

Физическая культура представляет собой единство практической и теоретической деятельности. Это сложное и многофункциональное явление. Оно состоит из органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции. К таким частям относятся физическое воспитание, спорт, туризм[2,ст17].

Физическое воспитание отражает общественную необходимость общества в строгой, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающего поколения - инвалидов с детства к повседневной жизни. Оно является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя образованность, раскрепощенность, целенаправленность в деятельности инвалидов.

Другим компонентом физической культуры является массовый спорт. Если физическое воспитание создает начальную подготовку для всестороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для значительного их развития, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей[8,ст5-6].

Спорт содействует продвижению инвалида в общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные отношения с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность саморегуляции, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения. Кроме этих, психологических, аспектов участия в спортивной жизни он способствует активизации всех систем организма, формированию ряда необходимых двигательных навыков. И это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида[3,ст33].

Однако на этом пути имеется немало социальных и политических барьеров и проблем. Так, для занятий спортом инвалидам нужно специальное оборудование, которое не всегда имеется.

С целью регулирования организационных и методических мероприятий, создание научного костяка, систематизации исследований и разработок необходимо объединить разрозненные сегодня научно-практические и технические силы и сравнительно бедные материальные средства спортивных объединений и обществ, местных администраций и фондов для создания сети научно-практических центров физвоспитания и спорта инвалидов.

При этом целесообразно достроить или изменить уже имеющиеся спортивные и другие сооружения и структуры для организации досуга, отдыха, занятости и воспитания инвалидов[5,ст206-207].

Существовавшая многие годы в РБ практика организации реабилитационных мероприятий в системе социальной защиты не предусматривала целенаправленного использования программ физкультурно-оздоровительной работы и специальных занятий с инвалидами четырех основных категорий. В связи с этим в современное время нет однозначных подходов к физкультурно-спортивной восстанавливающей программе. Подобное положение привело к тому, что даже имеющиеся в некоторых учреждениях спортивные залы оснащены недостаточно и не всегда с учетом специфики категорий инвалидности. Особенно это касается наличия различного рода тренажерных систем, которые представляют собой весьма эффективную, но наименее изученную в приложении к инвалидам оборудования[4,ст47-51].

В большинстве учреждений такого типа нет специализированных спортивных залов. Имеющееся в них оборудование, которое может быть использовано для организации физической реабилитации, можно отнести к оборудованию залов лечебной гимнастики: набивные мячи шведские стенки, резиновые бинты, булавы. Подобная ситуация осложняет организацию физической реабилитации инвалидов. Как указывалось выше, только оптимальный уровень двигательной активности может поддерживать функционирование всех систем организма на необходимом уровне. Такую активность могут обеспечить только физкультурно-спортивные занятия. Которых к сожалению у нас недостаточно.

Необходимо учитывать, что существующая программа физического воспитания инвалидов, находящихся в системе социального обеспечения, не соответствует требованиям, которые предъявляются к методическим материалам подобного уровня[2,ст19].

Сейчас нужно создавать инвалидам условия для преодоления, защиты ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества. Но на деле в РБ до сих пор не создана система обеспечения прав и интересов инвалидов.