Социально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами

курсовая работа

2.2 Основные направления социальной работы по оказанию помощи малообеспеченным

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

- материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);

- социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);

- коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);

- профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др. [4, c.79].

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Оно призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Юридическая природа и отдельные особенности социального обеспечения и мер социальной поддержки в Российской Федерации отражают конституционную обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни [10, c.111].

Российское законодательство под правом социального обеспечения понимает гарантированную ст. 39 Конституции Российской Федерации возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством. Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной работы с малоимущими. Это:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

- выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. [6, c.76-77].

По мнению Е.П. Шнейдеровой, термин «социальная поддержка» получил широкое распространение в России в 2004-2005 гг., когда началась масштабная реформа российской социальной системы. Целью реформы было перераспределение нагрузки по финансированию социальных обязательств государства между федерацией и ее субъектами. При этом произошла так называемая «монетизация льгот», т.е. многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. Эта мера вызвала возмущение и протесты социально слабых слоев населения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, поскольку денежные выплаты не покрывают в полном объеме расходов, которые вынуждены нести эти категории граждан в связи с отменой льгот. Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» отменил сложную систему натуральных льгот и компенсаций, заменив ее едиными мерами социальной поддержки, а для некоторых наиболее незащищенных категорий граждан (которые в связи с непреодолимыми физическими недостатками не могут самостоятельно обеспечить себя материально, имеют особые заслуги перед страной либо пострадали в результате техногенных катастроф, ответственность за последствия которых приняло на себя государство) - мерами социальной помощи [5, c.109].

Различные компенсационные выплаты и социальные доплаты были введены с целью оказания помощи некоторым группам граждан в преодолении негативных последствий перехода к рыночной экономике. Одни компенсационные выплаты являлись кратковременными, другие применились в течение длительного периода. Сущность и роль социальной доплаты в современной России базируется на принципе введения системы федеральных и региональных доплат, предполагающих совокупный размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Как гласит распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:

- начиная с 2010 года достижение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам до величины не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;

- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40 % [2, c.34-35].

Для достижения этих целей, в том числе, предполагается установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 972н распределены на 2010 год средства федерального бюджета на осуществление региональных социальных доплат к пенсии. Всего по России объем межбюджетного трансферта на указанные цели составил 2 120 000 рублей. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации [11, c.89].

При этом пенсионеры с крайне низким доходом составляют 9 % от общей численности лиц, получающих пенсии. Средний размер такой доплаты составляет 983,44 руб., максимальный - 3 000 руб. Доплата размером около 500 руб. будет начислена 73 % от общего числа нуждающихся в ее получении пенсионеров. Согласно требованиям действующего законодательства органы социальной защиты должны начинать выплаты в меньшем размере с учетом переплаты с момента обнаружения ошибки, но не «задним числом», как это вышло на практике. М.Л. Захаров справедливо отмечает, что пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила в связи с тем, что такая цель и не ставилась. По словам Р.И. Ивановой, из 38 млн. получателей пенсии примерно 32 млн. человек могут быть отнесены к бедным, малоимущим гражданам. В условиях глобального экономического кризиса возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее важных социальных проблем, разработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов [3, c.67].

Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Однако мы видим повсеместное увеличение стоимости тарифов на государственные услуги в России, причем достаточно существенное. Также стремительно увеличиваются и расчетные показатели услуг ЖКХ, в том числе, за предоставление природного газа, электроэнергии и пр. По мнению Л. С. Мамута, социальное государство, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение каждому человеку определенного жизненного уровня, противоречит представлению о нем как о правовом. Он отмечает, что в современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против морального долга и естественной обязанности каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Очевидно, что эти люди нуждаются в поддержке со стороны сограждан. Однако потребность в такой помощи не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность. Для решения этих проблем необходим комплексный научно-обоснованный подход, создание системы перспективного развития социальной политики, постоянный мониторинг и дифференциация социальных доплат и мер социальной поддержки [9, c.41-42].

Для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить достойный уровень минимальной заработной платы; отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти самые фонды путем предоставления различных налоговых льгот; предоставить работникам право на защиту их интересов в случае банкротства предпринимателя и т.д. Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения [17, c.68].

Делись добром ;)