Социальное обслуживание граждан пожилого и старшего возраста

курсовая работа

2. Собственный опыт по определению проблем социальной работы с пожилыми людьми

Для выявления применяемых на практике форм и методов работы по повышению качества жизни пожилых людей, нами было проведено исследование на базе отделения дома дневного пребывания Центра СОН.

Развитию социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, как фактору повышения социального благополучия граждан, придается в нашей стране большое значение.

В структуру управления социальной защиты района, в котором находится отделение дома дневного пребывания населения входят: сектор по проблемам семьи, материнства и детства, отдел по организации использования бюджетных средств и бухгалтерской отчетности, отдел адресного предоставления мер социальной поддержки.

Управлением социальной защиты населения сформирован банк данных более чем на 15 тыс. граждан, пользующихся льготами, компенсациями, субсидиями по действующему федеральному и региональному законодательству. Суммы выплат льготным категориям населения превышают 45 млн. рублей в год.

Поскольку пожилые люди сегодня составляют одну из самых больших социально-демографических групп населения района (доля пенсионеров в общей численности - одна треть), их материальная неустроенность может отрицательно влиять на социальную стабильность, именно поэтому важнейшей задачей коллектива исследуемого отделения является - поиск и оказание достаточных по объему качественных надомных и полустационарных социальных услуг, внедрение в практику работы новых видов, форм и методов социальной работы, применение инновационных технологий.

Платная основа социальных услуг сегодня - серьёзный экзамен и для управленцев и для социальных работников. Постоянный контроль выполняемых услуг на соответствие их трудоёмкости, размеру ценовой стоимости, повышение качественного уровня выполнения услуг, соответствия социальным стандартам, изучение опыта работы других Центров социального обслуживания, с одной стороны, значительно повышает ответственность и профессиональный уровень сотрудников Центра, с другой - расширяет финансовые возможности учреждения.

Отделение дома дневного пребывания (далее ОДДП) ставит следующие задачи:

1. медико-социальное обслуживание лиц пожилого возраста;

2. проведение реабилитационно-оздоровительных мероприятий;

3. психологическая консультация;

4. апробация новых и совершенствование действующих форм и методов работы с людьми пожилого возраста и т.д.

На помощь пенсионерам в решении проблемы одиночества приходит… спорт! На базе отделения работает школа активного долголетия, созданная при участии медицинских работников. Для этой цели в ОДДП имеется план, есть транспорт, который привозит пожилых людей в отделение. Причем в этой ситуации фактически удается решить двойную задачу. Во-первых, пожилой человек получает возможность бороться с гиподинамией, а, как известно, чем больше мы двигаемся, тем лучше себя чувствуем. Во-вторых, пенсионер, как говорят психологи, социализируется, то есть постоянно общается с другими людьми. Ведь в компаниях по интересам, в том числе и в спортивных группах, проще всего найти единомышленников, друзей.

Инструкторы, которые проводят тренировки, прекрасно осведомлены обо всех аспектах работы с пожилыми людьми: они помогут рассчитать нагрузки, подберут именно тот комплекс упражнений, который необходим конкретному человеку. Те, кто чувствует себя лучше, могут не ограничиваться ОФП. К их услугам различные тренажеры, например велосипед, беговая дорожка. Но, разумеется, решать, можно ли переходить к более серьезным нагрузкам, будет инструктор.

С целью предоставления более широкого спектра услуг на базе отделения дневного пребывания проводились дни открытых дверей для граждан пожилого возраста и инвалидов. Пришедших знакомили с работой центра, деятельностью и спецификой структурных подразделений.

Еще одна достаточно интересная работа, осуществляемая в отделении- ремонт своими руками.

Взаимовыручка - так можно определить сложившуюся систему отношений между пожилыми людьми, стоящими на учете в отделении, и инвалидами, которые оказывают друг другу помощь.

Есть и отделение бытового обслуживания. Не так давно ОДДП защитил программу по созданию рабочих мест для инвалидов и пожилых граждан района. Согласно действующему законодательству, все предприятия и учреждения должны либо предоставлять рабочие места для инвалидов, либо перечислять определенную часть средств в бюджет. Защитив программу, центр получил средства на проведение в одном из помещений капитального ремонта и закупку оборудования. Теперь в отделении работают 27 пожилых инвалидов, которые занимаются изготовлением изделий из древесины и бересты. Но основное предназначение отделения - оказание помощи по текущему ремонту квартир и домов пожилых людей. Не секрет, что сегодня даже самый минимальный ремонт многим пожилым людям, в силу низкого дохода, недоступен. А работники центра помогают наклеить обои, побелить потолки, покрасить. Трудоустроиться людям с ограниченными возможностями сегодня непросто. В отделении они получают зарплату - прибавку к пенсии, их труд востребован, они социально защищены.

Таким образом, данное направление деятельности центра помогает пожилым людям, а особенно пожилым инвалидам, решить проблему одиночества в плане как общения, так и чувства "полезности", связанным с выходом на пенсию.

Существуют различные теории о том, как работать с пожилыми людьми. Одно из представлений основано на модели "потерь и дефицита". В соответствии с этим представлением считается, что с пожилыми людьми следует работать, приспосабливая их к естественным потерям на закате жизни и смягчая чувство горечи от этого. Идея, лежащая в основе этого представления, такова, что болезни и немощь - естественная составная часть жизни и неизбежная нормальная стадия развития.

Критики этого представления доказывают, что идея "болезни и немощь естественны и нормальны в пожилом возрасте" - ложная.

Нет ничего естественного в слепоте, сердечных заболеваниях, или раке, и факт, что они случаются чаще у пожилых людей, не делает эти болезни и недуги этапом нормального развития. Их возникновение, конечно, не заставит пожилого человека посчитать эти проблемы нормой и вызовет не меньшее потрясение, чем у человека, который моложе.

Кроме того, такое представление о старости не даст никаких рецептов, как больному или немощному пожилому человеку стремиться улучшить свою жизнь. Человек становится жертвой.

Представление о "зрелом возрасте". Весьма отличающееся представление о пожилом возрасте состоит в том, что вместе с ним накапливается положительный опыт. Такой взгляд может показаться неожиданным тем, кто считает, что старость характеризуется потерями и дефицитом.

Существует мнение, что пожилые люди оказываются более зрелыми, чем молодые: пожилые люди более подготовлены к концу жизни, и в результате они рассудительнее в отношении смерти, чем молодые. Опыт позволяет им хорошо понимать, что представляют собой люди. (Такой взгляд на пожилых людей имеет отражение в фольклоре: мудрые старухи или старики дают советы молодым героям или героиням, оказывают им помощь.)

Представление о пожилом возрасте как стадии "в развитии". Ученик З. Фрейда психоаналитик Эрик Эриксон говорит, что пожилой возраст сам по себе развивающаяся стадия. Он утверждает, что на пути от рождения до смерти человек проходит различные стадии развития, и в каждой стадии он испытывает антагонистические конфликты. В первые месяцы жизни человек - младенец имеет дело с конфликтом "доверия" и "недоверия". Иначе говоря, суть беспокойства младенца: "Буду или не буду я накормлен, когда захочу есть?". В зависимости от пути разрешения этого основного конфликта будет частично определена степень доверия подрастающего ребёнка к окружающему миру.

Представление жизни как потенциала для роста. А. Маслоу представлял жизнь человека как непрерывный потенциал для роста. Однако никто не может расти и развиваться, если основные потребности не удовлетворены. Его модель человеческих потребностей построена в виде пирамиды.

В основании пирамиды лежат главные условия выживания - физиологические потребности: пища, тепло, кров и безопасность. Когда эти основные потребности удовлетворены, развивающийся индивид начинает испытывать другие потребности: в любви, в ощущении принадлежности к определённому социуму, в гармонии с собой и окружающими. На вершине пирамиды - самореализация: осознание личностью того, что свои возможности реализованы.

Действительно, потребности на каждой стадии развития должны быть полностью удовлетворены прежде, чем станет возможным дальнейшее продвижение вверх. Из этого следует, что непрерывный рост и развитие не являются неизбежными для людей. Человек может остановиться в своём развитии или быть остановлен на любой стадии.

Если человек лишён пищи и крова, переживает потерю семейства и боится за свою жизнь, он, вероятно, будет сосредоточен на основных потребностях, и чтобы возвратить человеку ощущение принадлежности к социуму и уважения окружающих, ему потребуется помощь. Такая ситуация знакома специалисту, работающему с беженцами или перемещёнными лицами (вынужденными переселенцами).

Взгляд на жизнь как на путешествие. Маслоу признаёт, что имеется противоречие между основной потребностью в безопасности и защищённости и потребностью изменяться и расти. Чтобы измениться требуется смелость, а она проявляется только в атмосфере безопасности, служащей основой возникновения доверия.

Есть и другие теории, представляющие жизнь как континуум с важными стадиями роста (описаны в "трансперсональных психологиях"). Они интересны тем, что привлекают философии Запада и Востока, в которых жизнь представляется как путешествие, в котором индивиду следует выполнить различные задания. Завершение заданий поездки приблизит человека к "индивидуализации": большему пониманию себя и своего места в расширенных границах жизни и во Вселенной. Смысл жизни, согласно теориям "жизнь как путешествие", состоит в том, что благополучие в решении наших задач на каждом этапе этого путешествия определит, насколько успешно мы приблизим следующий.

Эти два основных подхода в осмыслении старости имеют существенное значение для деятельности любого работающего с пожилыми людьми в роли помощника.

Для определения конкретных аспектов в осмысления старости нами было проведено еще одно практическое исследование. В нем участвовало 60 человек, из них 15 женщин (в возрасте от 60 лет) и 15 мужчин (в возрасте от 65 лет) раннего пенсионного возраста, а также 15 женщин (в возрасте от 75 лет) и 15 мужчин (в возрасте от 70 лет) позднего пенсионного возраста (не работающие граждане).

С данной выборкой испытуемых были проведена психологическая диагностика, состоящая из пяти вопросов составленной мной анкеты; методика "Незавершенные предложения" в виде беседы, тест "Кто Я?" на определение идентификации личности.

Приведем краткое описание диагностических методик.

Анкета, состоящая из 5 вопросов. Причем каждый обследуемый должен был выразить свое согласие или несогласие с вопросом, указав соответствующее число на шкале от 0 до 100, где 0 означает полностью отрицательный ответ, а 100 - полностью положительный.

1. В какой мере прожитые Вами годы имели смысл?

2. Испытываете ли Вы страх перед старостью?

3. В какой мере поставленные Вами жизненные цели достигнуты на сегодня?

4. Насколько Вам удалось реализовать Ваш потенциал как личности к настоящему времени?

5. В какой мере вы согласны с утверждением о том, что Вы с уверенностью и спокойствием смотрите в будущее?

Каждый из вопросов характеризовал самооценку обследуемых одного из факторов моделирующих жизненный сценарий адаптации к старости.

Так, вопрос № 1 характеризовал оценку своего пройденного пути и его смысловую значимость для опрошенных.

Вопрос № 2 - уровень неуверенности (страха и тревожности) перед приближающейся старостью.

Вопрос № 4 - совпадение поставленных и реализованных целей.

Вопрос № 5 - личностную самоактуализированность.

Вопрос № 6 - уровень принятия или непринятия естественного хода событий.

Методика "Незавершенные предложения". Данная методика была проведена с каждым индивидуально в виде беседы. Мной было предложено закончить одно предложение - "Старость - это …".

Методика "Кто Я?" (М.Куна, Макпартленда) с помощью которой можно узнать самоидентификацию людей раннего пенсионного и позднего пенсионного возрастов. Критериями оценки являются "личностные свойства" или "социогрупповая идентификация".

Проинтерпретируем первоначально результаты, полученные в ходе анкетного опроса. По каждому вопросу был подсчитан средний балл по двум возрастным группам у мужчин и женщин. Результаты анкетного опроса представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Самооценка переживания старости у женщин раннего пенсионного и позднего пенсионного возрастов, в баллах (указан средний балл)

Таблица 3.2 Самооценка переживания старости у мужчин раннего пенсионного и позднего пенсионного возрастов, в баллах (указан средний балл)

Ответ на первый вопрос анкеты характеризовал оценку пройденного пути и его смысловую значимость.

В результате, у женщин в возрасте раннего пенсионного возраста - средний балл равен 62; у женщин позднего пенсионного возраста - 68 баллов.

У мужчин раннего пенсионного возраста - средний балл равен 47; у мужчин женщин позднего пенсионного возраста - 52 балла.

Из полученного ответа на данный вопрос, видно, что мужчины и женщины двух возрастных категорий не очень удовлетворены оценкой пройденного жизненного пути. Причем если у женщин двух возрастных групп показатели гораздо выше, чем у мужчин. При этом мужчины и женщины более старшего возраста более удовлетворены оценкой своего жизненного пути.

Касательно второго вопроса, все исследуемые дали положительный ответ, т.е. испытывают страх перед старостью. Причем, женщины испытывают страх перед старостью в гораздо большей степени, нежели мужчины. У женщин раннего пенсионного возраста средний балл - 81, у женщин позднего - 64. У мужчин раннего пенсионного возраста средний балл переживания страха смерти - 61 балл, у мужчин позднего раннего пенсионного возраста - 49 баллов. Следует отметить, что женщины и мужчины более старшего возраста испытывают страх смерти в гораздо меньшей степени.

Третий вопрос анкеты характеризовал совпадение поставленных и реализованных целей у мужчин и женщин в двух возрастных группах. Из анализа таблицы 1 и 2 видно, что наибольший балл совпадения поставленных и реализованных целей наблюдается у женщин раннего пенсионного возраста (средний балл у которых равен 54), затем у мужчин позднего (средний балл 48). У мужчин и женщин раннего пенсионного возраста в ответе на данный вопрос разница в баллах не существенна (43 и 41 балл соответственно). Таким образом, женщины более старшей возрастной группы более всего удовлетворены совпадением поставленных и реализованных целей.

На четвертый вопрос анкеты "Насколько Вам удалось реализовать Ваш потенциал как личности к настоящему времени?" у женщин двух возрастных категорий показатели, гораздо выше, нежели у мужчин. Причем, женщины более старшего возраста считают себя более реализованными в личностной самоактуализации (56 баллов), нежели женщины в возрасте от 60 лет (48 баллов). У мужчин в двух возрастных группах разница в баллах не существенна.

На последний вопрос анкеты, характеризующий уровень принятия или непринятия естественного хода событий, женщины более старшей возрастной категории удовлетворены в большей степени естественным ходом событий жизни (62 балла), нежели мужчины более старшей возрастной категории (57 баллов). Женщины и мужчины раннего пенсионного возраста меньше удовлетворены ходом событий жизни, нежели женщины и мужчины позднего пенсионного возраста. Причем разница в степени удовлетворенности у женщин и мужчин раннего пенсионного возраста незначительна (53 и 51 балл соответственно).

На основе методики "Незавершенные предложения" было выявлено отношения понятия "старости" у двух возрастных групп выборки. На основе интерпретации данной методики было выявлено позитивное (конструктивное) и негативное (деструктивное) отношение к старости, отличающиеся по таким параметрам как активность-пассивность; оптимизм-пессимизм; направленность во вне - направленность на себя; саморазвитие - самоугасание.

В частности такие ответы как - "Старость - это шанс заняться любимым делом", "Старость - это, наконец-то, завершить все задуманное", "Старость - это возможность больше времени проводить с внучатами" характеризуют активность.

Такие ответы как - "Старость - это можно отдохнуть от работы", "Старость - это когда не надо никуда торопиться" - характеризуют пассивную позицию опрошенных.

Следующие ответы дают возможность узнать оптимистичное, либо пессимистичное отношение к старости. Так в нашей выборке для оптимистичных ответов характерны следующие высказывания - "Старость - это свобода", "Старость - радость", "Старость - когда все самое страшное позади".

Для пессимистичной настроенности характерны такие ответы как - "Старость - не радость", "Старость - это нищета", "Старость - это когда ты никому не нужен", "Старость - это переход к смерти".

Следующая характеристика - это направленность во вне и направленность на себя исследуемой выборки.

Для направленности во вне - характерны такие ответы как - "Старость - это возможность быть с внуками", "Старость - это возможность помогать детям", "Старость - это возможность заняться садом".

Для направленности на себя характерными ответами были следующие - "Старость - это созерцание", "Старость - это былое и думы", "Старость - это наслаждаться своими успехами", "Старость - это подведение итогов", "Старость - время, когда надо заботиться о душе".

Следующая характеристика понятия "старости" направлена на выявление возможности саморазвития или тактика самоугасания.

Для возможности саморазвития характерны были такие ответы как - "Старость - это наконец-то заняться полностью собой", "Старость - это возможность вести здоровый образ жизни", "Старость - это, наконец-то освоить макраме", "Старость - это возможность повидать дальних родственников", "Старость - это время жить на природе, на пасеке", "Старость - это возможность соблюдать правильную диету и занятия физкультурой".

Для тактики самоугасания характерными были ответы - "Старость - это конец всему", "Старость - это время лечить себя", "Старость - это болезни и ожидание смерти".

Количественные характеристики по данной методике представлены в таблицах 3, 4, 5, 6.

Таблица 3 Отношение к старости у женщин раннего пенсионного возраста, в %

Из таблицы 3 видно, что у женщин раннего пенсионного возраста деструктивное отношение к старости. Наибольший процент женщин раннего пенсионного возраста пессимистично настроены к старости (67%). Старость данная выборка женщин оценивает как пассивность (64%). Но в то же время эти женщины осознают старость как время для саморазвития (51%).

Таблица 4 Отношение к старости у женщин пенсионного возраста, в %

У женщин позднего пенсионного возраста также наблюдается преобладание деструктивного отношения к старости, но по сравнению с женщинами раннего пенсионного возраста деструктивные характеристики для данной выборки наблюдается у гораздо меньшего процента женщин. У 64% женщин пенсионного возраста наблюдается очень высокий уровень направленности во вне. 52% женщин пенсионного возраста отношение к старости как активному процессу жизни, но в тоже самое время 58% женщин оценивают старость как процесс самоугасания, нежели как саморазвитие.

Таблица 5 Отношение к старости у мужчин раннего пенсионного возраста, в %

У мужчин раннего пенсионного возраста также наблюдается деструктивное отношение к старости. 62% мужчин старость оценивают как пассивность, 65% относятся пессимистично, 56% считают старость процессом самоугасания.

Таблица 6 Отношение к старости у мужчин пенсионного возраста, в %

У мужчин позднего пенсионного возраста тоже наблюдается деструктивное отношение к старости. Наибольший процент данной группы мужчин оценивают старость как процесс самоугасания (62%). 59% мужчин относятся к старости как к пассивному процессу, и 54% наблюдается направленность на себя, т.е. более болезненно относятся к процессу старения.

По методике "Незавершенные предложения" у мужчин и женщин двух возрастных категорий наблюдается деструктивное отношение к старости. Причем у женщин и мужчин раннего пенсионного возраста деструктив имеет более выраженный характер. В меньшей степени деструктивного отношения к старости наблюдается у женщин от 70-летнего возраста.

Обобщенные результаты исследования по методике "Кто Я?" представлены в таблице 7, 8., 9, 10.

Таблица 7 Самоидентификация женщин раннего пенсионного возраста, в %

Не ответили

Личностная самоидентификация

Социогрупповая самоидентификация

Л = С

5

71

17

7

Из анализа проведенного теста видно, что у женщин раннего пенсионного возраста в явном большинстве (71%) преобладает личностная самоидентификация.

Таблица 8 Самоидентификация мужчин раннего пенсионного возраста

Не ответили

Личностная самоидентификация

Социогрупповая самоидентификация

Л = С

6

72

10

12

У мужчин раннего пенсионного возраста также преобладает личностная самоидентификация (72%), но зато у гораздо меньшего процента мужчин (10%) наблюдается социогрупповая самоидентификация. У мужчин раннего пенсионного возраста почти в 2 раза по сравнению с женщинами раннего пенсионного возраста наблюдается примерно одинаковое соотношение личностной и социогрупповой самоидентификации (12% и 7% соответственно).

Таблица 9 Самоидентификация женщин пенсионного возраста

Не ответили

Личностная самоидентификация

Социогрупповая самоидентификация

Л = С

2

28

47

23

У женщин позднего пенсионного возраста наибольший процент социогрупповой самоидентификации (47%). У 23% женщин данной группы примерно одинаковое соотношение личностной и социогрупповой самоидентификации (23%).

Таблица 10 Самоидентификация мужчин пенсионного возраста

Не ответили

Личностная самоидентификация

Социогрупповая самоидентификация

Л = С

6

28

45

21

У мужчин позднего пенсионного возраста также преобладает социогрупповая самоидентификация (45%). У одинакового процента мужчин и женщин пенсионного возраста наблюдается личностная самоидентификация (28%).

Анализируя полученные результаты по тесту "Кто Я?" у женщин и мужчин двух возрастных категорий, можно сделать обобщение результатов. Можно говорить о существенной выраженности у обследуемых личностной идентификации над социогрупповой у женщин и мужчин раннего пенсионного возраста. При этом доминирующими в социогрупповой идентификации является семья, друзья и коллеги по работе. В личностной идентификации доминирующими оказались социально-психологические характеристики, нравственные и этические качества, черты характера, особенности мироощущения и индивидуально-личностные свойства.

У мужчин и женщин позднего пенсионного возраста преобладает социогрупповая идентификация. При этом доминирующими в социогрупповой идентификации является семья. Социальноориентированные в своей идентификации женщины и мужчины рассматривают общество в некотором смысле как продолжение себя.

Делись добром ;)