Социальное обслуживание детей, оставшихся без попечения родителей в Комсомольске-на-Амуре

дипломная работа

1.1 Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [1].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3 % детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60 % родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60 % матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков [2].

Сейчас в России около 600 000детей - сирот (из них 95 % социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям [3]. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15 % [4]. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21 % приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет [5].

Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14 - 15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14 - 18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22 % нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет [6].

На усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства в 2008 году передано 13173 ребенка и здесь можно выделить две основные тенденции. Первая - рост национального усыновления и сокращение иностранного в последние два года. Вторая тенденция в развитии института усыновления - это усиление мер материальной поддержки усыновителей, российских граждан, за счет средств регионов и публичное признание социальной значимости усыновления.

Всего детей выявлено и устроено на 31 декабря 2008 года 126095 человек.

Из них:

- в дома ребенка 10865;

- в образовательные учреждения 9529;

- в лечебные учреждения 808;

- в учреждения социальной защиты населения и другие учреждения для детей-сирот? и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение 7804;

- в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на? полное государственное обеспечение 2358;

- в негосударственные учреждения 76;

- в детские дома семейного типа 41;

- под опеку, попечительство 60888;

- в приемную семью 8751;

- на усыновление 4633;

- другие формы устройства 868;

- из них на патронатное воспитание 419;

- возвращены родителям 9973;

- выбыли по иным основаниям 1504.

Рисунок 1 - Устройство детей, выявленных в 2008 году

Численность детей, оставшихся неустроенными на 31 декабря 2008 года 7997. Из них помещенные в больницы, приюты и другие учреждения временного пребывания 6794 [7].

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа [8]. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Подводя итоги параграфа, можно сделать следующие выводы: число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это социальные сироты. Основными причинами социального сиротства были названы: отказ родителей, обусловленный отсутствием необходимых условий для воспитания ребенка, определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств, достаточно много детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков

1.2 Российское законодательство о формах воспитания детей

13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции [9].

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они [10]:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами [11].

Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г., рассматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Усыновление (удочерение) - юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению [12].

Из этого следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

- установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя,

- прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

За период с 1980 г. по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей [13].

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей [14].

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников [15].

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора [16].

Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями [17]:

2 Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996. (см. приложение);

- лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

- лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

3 Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися [18] без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица [19]. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.

Не назначаются опекунами лица:

- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах,

- отстраненные от выполнения обязанностей опекунов,

- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине,

- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

- лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности опекунов/попечителей, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996 [20].

Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

Дети, находящихся под опекой/попечительством имеют следующие права:

- воспитание в семье опекуна, совместное с ним проживание,

- обеспечение для него условий содержания, воспитания, образования,

- получение причитающихся алиментов, пенсий, пособий,

- сохранение за ним права собственности на жилое помещение, а при его отсутствии - на получение жилья,

- защита от злоупотребления опекуна.

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

- воспитания ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии ребенка,

- на самостоятельное определении способов воспитания ребенка,

- на выбор образовательного учреждения для ребенка,

- опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его кровными родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят вред ребенку.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь [21].

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей.

Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ [22].

4 Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году [23].

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом РФ. Так, в Москве, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

- скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон;

- выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога;

- преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;

- предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности - от 42 до 56 дней;

- сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка;

- право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия [24].

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия [25].

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, подводя итоги параграфа, можно сделать вывод, что основными законодательными актами, регулирующими положение детей сирот в России регулируются Конвенцией о правах ребенка и Семейным кодексом РФ.

Вывод по главе: в Российской Федерации проводиться активная работа по устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются законодательными актами.

Делись добром ;)