logo
Социальное сопровождение инвалидов в Комплексном центре обслуживания населения Октябрьского района города Екатеринбурга

1.1 Социальная работа в системе социальных технологий

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь, начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции "неполноценных членов" до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.

Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении, начиная с времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. И только после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия "инвалид", относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [34, c. 26].

В настоящее время, по оценкам экспертов ООН и Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют от 10 до 13 % всего населения планеты. В Российской Федерации численность инвалидов сегодня составляет от 8 до 10 миллионов человек. По мнению специалистов, в ближайшие 10-15 лет этот показатель может увеличиться в 2-3 раза.

В Свердловской области по состоянию на 2011 г. проживает 344581 инвалидов, что составляет 7,9 % от общей численности населения области, 32 % от общего числа инвалидов составляют инвалиды в трудоспособном возрасте.

В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):

«Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 г.,

Декларация ООН «О правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г.,

Декларация «О правах умственно отсталых лиц» от 20 декабря 1971 г.,

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. и др.

Федеральное законодательство Российской Федерации в области социальной политики и социальной защиты инвалидов в основном сформировалось в течение последних 20 лет.

Российское законодательство базируется на доктрине социальной защиты инвалидов. В преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [30, c. 2].

Социальная защита инвалидов регулируется нормами различных отраслей права, к которым, прежде всего, относятся право социального обеспечения, медицинское право, жилищное право, образовательное право, трудовое право, пенсионное право, административное право, налоговое право, гражданское право.

Легальное понятие социальной защиты инвалидов содержится в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который кардинально по-новому определил государственную политику в отношении инвалидов. Данный Закон устанавливает организационно-правовые и теоретические основы социальной защиты инвалидов, предусматривает систему гарантий и льгот для инвалидов, закрепляет правовой статус общественных объединений инвалидов, проводит разграничения полномочий органов государственной власти, закрепляет компетенцию органов государственной службы медико-социальной экспертизы

Согласно статье 2 данного Закона социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [30, c. 3].

Так же в 90-е годы XX века был принят ряд федеральных законов, устанавливающих расширенный перечень льгот для отдельных категорий инвалидов (инвалиды войны, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды с детства и т.д.).

В 2001 г. в России прошла пенсионная реформа - были приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В результате проведенной реформы пенсионная система России в настоящее время состоит из двух подсистем. Первая - обязательная индивидуальная накопительная система, установленная для наемных и некоторых других работников, за которых уплачиваются пенсионные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Эта подсистема включает в себя различные трудовые пенсии, в том числе трудовую пенсию по инвалидности, назначение и выплата которых регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Вторая подсистема - бюджетная, установленная для тех, за которых страховые взносы не уплачиваются. Эта подсистема включает в себя государственные пенсии по инвалидности, назначаемые участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам с детства. Также бюджетная подсистема включает в себя социальную пенсию, назначаемую детям-инвалидам и инвалидам, которые никогда не работали.

Важнейшим направлением социальной политики государства в отношении инвалидов является их комплексная реабилитация [12, c. 78].

Анализ законодательной базы по реабилитации инвалидов позволяет выделить четыре группы нормативных актов, которые в разной степени регулируют отношения в этой области. Представляется, что данную классификацию можно распространить на всё законодательство в области социальной защиты инвалидов.

Первая группа - конституционные нормы, а также международные соглашения, в которых закреплены права и свободы граждан, а также вытекающее из них право инвалидов на социальную защиту и реабилитацию. Данное право не отражено напрямую в Конституции РФ, однако о нем можно говорить исходя из смысла ряда статей Конституции (ст.ст. 17, 19, 30, 37, 39, 41, 42, 43 и некоторые другие).

Вторая группа - нормативные акты, касающиеся всего населения (в какой-либо отрасли права), в которых содержатся специальные нормативные положения, касающиеся инвалидов (например, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О трудовых пенсиях» и т.п.).

Третья группа - нормативные акты, касающиеся только инвалидов и распространяющиеся на все категории инвалидов (например, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Четвертая группа - нормативные акты, касающиеся инвалидов и распространяющиеся только на какую-нибудь одну категорию инвалидов (например, «Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР», утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 г.).

Помимо указанного Закона, полностью посвященного инвалидам, существует ряд федеральных законов, отдельные положения которых касаются социальной защиты инвалидов.

К ним в первую очередь относятся:

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 8, 15), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18), Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые регулируют порядок назначения и выплаты пенсии по инвалидности и социальной пенсии различным категориям инвалидов.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 6.1, 6.2), который регулирует порядок предоставления инвалидам набора социальных услуг (в том числе, обеспечение бесплатными лекарственными средствами, предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный проезд к месту лечения и обратно на междугородном транспорте).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который устанавливает категории граждан, являющихся инвалидами войны (ст. 4), и перечень льгот для этих инвалидов (ст. 14).

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который устанавливает категории граждан, являющихся инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13), и перечень льгот для этих инвалидов (ст. 14).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который устанавливает порядок социального обслуживания инвалидов, в том числе порядок деятельности стационарных учреждений социального обслуживания и правовой статус проживающих в них инвалидов.

Трудовой кодекс Российской Федерации, который устанавливает льготы для инвалидов в области труда и занятости (ст. 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224).

На территории Свердловской области действует Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 г.», а также разрабатывается проект «Концепция реабилитации инвалидов в Свердловской области на период 2011-2015 г.»

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам [2, c. 2].

Согласно российскому законодательству, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [31, c. 3].

Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [21, c. 3].

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, занятиям трудовой деятельностью.

Исторические, медико-социальные и социокультурные исследования инвалидности как феномена общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что инвалидность в большинстве случаев производится обществом. Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются: бедность; низкий уровень развития здравоохранения; вредные и опасные условия труда; неудачный процесс социализации; противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней [15, c. 36].

Современные представления об инвалидности можно условно разделить на две группы - медицинскую и социальную. Первая точка зрения начинает объяснение инвалидности с того, что делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, отклоняющихся (девиантов), и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции. Медицинская модель инвалидности очень распространена в обществе, она порождает множество мифов, которые выстраивают барьеры между инвалидами и другими людьми. Реальность опровергает многие из этих мифов [1, c. 142].

Сегодня готовятся законы об интегрированном обучении, работают центры реабилитации, что свидетельствует в пользу другого подхода. С этой точки зрения, состояние человеческого организма может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, и иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от их пола и возраста, культурных традиций и социальных условий, то есть контекста рассматриваемой ситуации.

Следовательно, инвалидность - это не какая-то раз и навсегда данная, зафиксированная, стабильная реальность, а такое положение дел, которое зависит от многих факторов, причем в первую очередь именно от социальных и культурных: от того, что тем или иным обществам и группам об инвалидности известно, какие существуют критерии ее определения, как конкретные люди, семьи, специалисты, общество относятся к инвалидам, как в обществе распределены ресурсы. Смысл понятия инвалидности меняется в зависимости от культурных традиций и социальных условий, от пола, возраста и других статусных различий взаимодействующих между собой участников ситуации. Социальные проблемы инвалидов следует рассматривать не с точки зрения патологии человека, семьи или группы, которых следует излечить или изолировать от общества.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в органы социальной защиты населения Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных [1, c. 47].

На Государственную службу МСЭ возлагаются: определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет категория "ребенок-инвалид".

Критерием для определения I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, II группы - со стойким выраженным расстройством функций организма, III группы - со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма [11, c. 41].

Кроме способности к трудовой деятельности к основным категориям жизнедеятельности человека, влияющим на определение группы инвалидности, относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению.

При определении группы инвалидности учитывается наличие и степень выраженности, по крайней мере одного из указанных ограничений.

Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой степени выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

- дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

- по происхождению инвалидности:

- инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

Система социальной защиты инвалидов наиболее удачно с правовой точки зрения описанная Н.В. Антипьевой. Система социальной защиты инвалидов включает в себя две составляющие - реабилитация инвалидов и обеспечение жизнедеятельности инвалидов [7, c. 247].

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество [11, c. 38].

Составными элементами реабилитации инвалидов являются:

1. Социальная реабилитация.

Формирование доступной среды жизнедеятельности:

- обеспечение беспрепятственного доступа к информации;

- обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Социально-бытовая адаптация.

2. Медицинская реабилитация: протезирование, санаторно-курортное лечение.

3. Профессиональная реабилитация.

Услуги, предоставляемые инвалидам: профориентация, профобразование, профессионально-производственная адаптация, трудоустройство.

Меры воздействия на работодателя: квотирование, налоговые льготы и т.д.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов представляет собой оказание им материальной помощи и отдельных видов услуг в целях предоставления инвалидам возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение и трудовую деятельность.

Составными элементами обеспечения жизнедеятельности инвалидов являются:

1. Медицинское обслуживание: лечение, лекарственное обеспечение.

2. Обеспечение жилой площадью.

3. Материальное обеспечение:

- выплаты в системе страхования;

- выплаты, не имеющие страховой основы.

4. Воспитание и обучение детей-инвалидов.

5. Бытовые льготы.

6. Льготы по оплате проезда.

7. Социальное обслуживание: на дому, стационарное, полустационарное, срочное и социально-консультативная помощь, которая будет подробно рассмотрена во второй главе настоящего исследования [18, c. 6].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- представленные нами статистические данные свидетельствуют об актуальности проблемы инвалидности ввиду высокой численности лиц с ограниченными возможностями здоровья в мире, на территории Российской Федерации, в общем, и Свердловской области в частности;

- анализ нормативно-правовой базы доказал, что свободы, права и обязанности граждан, с ограниченными возможностями здоровья, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компонентными органами РФ и Свердловской области;

- современные представления об инвалидности нашли свое отражение в соответствующих моделях, но наиболее диаметральными из них являются медицинская и социальная модели.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ, которая устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Государство гарантирует инвалидам социальную защиту по средствам оказания социального обеспечения и возможность получения достаточно широкого спектра социальных услуг.