Социальные проблемы неполных семей

дипломная работа

Введение

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы.

В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль. Семья - особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Ее социальный характер и нравственные цели в значительной степени определяются объективными условиями того общественного строя, в котором она существует. Проблема создания семейного союза, правильное в нем воспитание детей справедливо считается актуально злободневной на все времена.

Актуальность темы этой работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказываться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Российской Федерации насчитывается около 40 тыс. семей. Семья в России: Стат. сборник. - М., 2006. - С. 34. Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таких семей около 12%. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. неполные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.

На пути жизнедеятельности семьи встает очень много проблем, которые в конечном итоге могут отложить свой отпечаток на воспитании детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане является неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. По данным переписи 2008 г. Из 40 млн. семей 4,8 млн., т.е.12% были неполными. Неполная семья одна из категорий семей наиболее нуждающихся в социальной помощи. Нарушение нормальной структуры не фатально, не неотвратимо действуют на ее воспитательный потенциал, а лишь тогда, когда присоединяются многие другие факторы, которые могут усиливать или ослабевать это воздействие, целый ряд факторов, переплетаясь, усложняют жизнь неполной семьи.

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его "проводником" является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, формирование основы характера человека, закладывает фундамент человеческих качеств, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. Поэтому вопрос о неполных семьях весьма актуален, так как в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество, отсюда, в частности, и отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Таким образом, актуальность проблемы определила цель данной работы: изучить и раскрыть факторы, вызывающие рост числа неполных семей в рамках социальной проблемы и выделить пути решения сложившейся ситуации, а также их улучшения в результате эмпирического исследования.

Задачи:

1. Изучить научную литературу;

Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей;

Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей в современном обществе;

неполная семья социальная проблема

Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям;

Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями;

Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России;

Провести эмпирическое исследование и сделать выводы и внести

Объектом работы являются неполные семьи.

Предметом работы является средства или способы решения проблем неполной семьи.

Основным методом исследования является теоретический анализ литературы по теме работы.

Гипотеза исследования: социально-психологические особенности неполной семьи определяют необходимость оказания им помощи.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические - опросные методы, такие как: беседа и интервью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ научной литературы неполных семей как социальной проблемы; проанализированы социальные аспекты работы с неполными семьями.

Делись добром ;)