Социальные сети как социальное пространство для дружбы

курсовая работа

1.2 Возможности построения дружбы в социальных сетях

Новые высокие технологии - это современный универсальный инструмент развития человека и общества в глобализированном мире. «В последние три десятилетия XX века были весьма популярными теории, рисовавшие радужные перспективы построения постиндустриального общества и компьютерной революции (Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Предполагалось, что в развитых странах главными характеристиками труда станут информация и творчество, что свободное распространение информации откроет неограниченные возможности для самореализации индивидов в открытом обществе. Вплоть до конца XX века ощущалось влияние идеологии технологического детерминизма, что проявлялось в эйфории в отношении перспектив мультимедиа. Ускоренное развитие компьютерных технологий и техники электронных коммуникаций рассматривалось также как средство преодоления информационных барьеров между обществами. Считалось, что их широкое использование в любом случае приведет к совершенствованию социальных институтов. Из технической диковинки Интернет быстро превратился в повседневное информационное средство, предоставляющее любому потенциальному пользователю огромные массивы данных на любой вкус. Рассматривать этот процесс исключительно в ракурсе однозначно положительной направленности технологического прогресса уже не представляется возможным. На исходе XX века были зафиксированы негативные последствия избыточного использования сети Интернет».

По данным исследования пользовательской аудитории за прошедший год (2010) координационного центра национального домена сети Интернет «еженедельно в сеть выходят более 42 миллионов россиян, ежедневно - более 30 миллионов человек. Превалирующая часть аудитории - это молодые, платежеспособные люди в возрасте до 34 лет».

На сегодняшний день существует немало работ, посвященных изучению молодежи, ценностям молодых, образу жизни и досуговой деятельности. Досуг в Интернете на сегодняшний день является одним из самых популярных видов досуга в молодежной среде. «Исследования показывают, что пользователям в возрасте от 18 до 29-ти лет Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет нам отнести Интернет к досуговым видам деятельности для большинства молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, определяющих трансформации пространства досуга подрастающего поколения».

Общение как вид досуговой занятости и непосредственно досуг как активная деятельность становятся возможными не в традиционной интерпретации, а приобретают иную смысловую нагрузку, определяемую новым средством - Интернетом.

Попов Д.С. отмечает, что «Интернет-общение неоднородно, прежде всего, в контексте открытости доступа к информационным ресурсам. Достаточно закрытыми и малодоступными являются такие формы коммуникации, как общение помощью ICQ-подобных программ. Поскольку анализ коммуникации в таком случае возможен лишь с помощью качественных методов или непосредственном контакте с конкретным пользователем. В данном случае основным источником информации может выступать история сообщение. К достаточно замкнутым ресурсам относятся локальные чаты (чат сегмента, чат провайдера и т.д.), т.е. те чаты, которые доступны узкому кругу пользователей, чаще всего непосредственно знакомых между собой. Более открытыми формами коммуникации являются форумы, открытые чаты и социальные сети, позволяющие применять количественных методики анализа, и часто не требующие персонального вхождения исследователя в изучаемую группу».

В первую очередь, социальные сети разработаны с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку и т.д. Одним из плюсов социальных сетей является возможность найти давно потерянных друзей, родственников. «Многие люди, не задумываясь, общаются в социальных сетях, заполняют свои профили, выкладывают фотографии, личное видео и добровольно дают много другой информации о себе. И как показывает практика - зря. Экономический словарь даёт нам следующее определение: имидж (англ. image) - образ человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация. В социальных сетях у активных людей неизбежно появляется определённый имидж - мнение о нём других пользователей конкретной сети. И этот имидж может значительно влиять на разные аспекты жизни человека (от банального изменения мнения друзей о человеке до отказа при попытке устроиться на новое место работы)».

Социальные сети предлагают довольно большой функционал для объединения и поиска людей - по интересам, по регионам, по возрасту и так далее. Общение же происходит на разнообразные темы по средствам сообщений, комментариев, фото и видео. При этом территориальных ограничений нет.

Можно констатировать факт того, что сегодня социальные сети - это универсальный способ построения дружбы. Однако, очень важны моментом является само позиционирование дружбы в социальных сетях.

В предыдущем параграфе мы выяснили, что дружба - это понятие личное, основанное на взаимной симпатии и доверии индивидов друг другу. Любого знакомого человека не принято называть «другом». Отсюда вытекает вывод, что друзей у человека не может быть много.

Что касается социальных сетей, то любой добавляющийся в список контактов человек автоматически попадает в список «друзей». Поэтому «друзей» у пользователей социальной сети «вконтакте» может быть очень много, как на рисунке 1.

Рис. 1.

Исходя из вышенаписанного можно сделать вывод о том, что понятие «дружбы» в реальной жизни и в социальной сети «вконтакте» отличаются по своему значению. В реальной жизни друг - это человек, которому ты доверяешь, с кем часто общаешься, а «вконтакте» - это любой человек, который добавляется в список контактов, подобно телефонной книге.

Также стоит отметить, что, несмотря на такую обширную трактовку «дружбы», в социальных сетях предусмотрена сортировка контактов по категориям, которая представлена на рисунке 2.

Рис. 2

Социальная сеть «Вконтакте» позволяет выделить 5 категорий:

Родственники.

Близкие друзья.

Коллеги.

Друзья по школе.

Друзья по вузу.

Логично предположить, что в категорию «близкие друзья» попадают только те контакты, которые являются «друзьями» в прямом значении этого понятия. Однако, этот тезис мы проверим в ходе проведения нашего исследования.

В пользу этого говорит и статистика: «около 57% посетителей портала «Работа.Mail.ru», которые приняли участие в опросе по заказу РИА Новости, отметили, что добавляют в друзья в социальных сетях только тех, с кем знакомы лично или поддерживают приятельские отношения в реальной жизни. При этом 43% опрошенных уверены, что в интернете можно познакомиться с человеком, который впоследствии может стать близким другом. Согласно опросу, даже удаление аккаунта из социальных сетей не может стать препятствием для дружбы, потому что 54% респондентов находятся в постоянном личном контакте со своими приятелями. Еще 33% используют для общения с друзьями электронную почту и другие сетевые ресурсы, например, мессенджеры».

Несмотря на это, «практически все опрошенные добавляют в друзья в социальных сетях своих коллег: 50% участников опроса добавляют только тех, с кем знакомы лично, еще 45% - даже малознакомых».

Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что понятие «дружбы» отличается в реальной жизни и в социальной сети «вконтакте». Как происходит выделение «настоящих друзей» в виртуальном социальном пространстве мы поймем, исходя из нашего исследования. В следующей главе мы опишем социальную сеть «вконтакте» с точки зрения ее особенностей общения и возможностей коммуникации.

Делись добром ;)