Социальные сети как способ коммуникации современной молодежи

курсовая работа

3. Особенности формирования социального капитала как ресурса коммуникативных возможностей социальной сети

Социальные сети сделали возможным возникновение новых категорий взаимоотношений с невысоким уровнем взаимных обязательств и фундаментально изменили то, как мы живем, работаем и взаимодействуем. У каждого из нас как личности есть два источника персонального конкурентного преимущества: человеческий капитал и социальный капитал. Человеческий капитал включает в себя талант, интеллект, харизму и формальный авторитет. Социальный же капитал проистекает из сети наших отношений. Роберт Патнэм, профессор политологии из Гарварда, который, собственно, и ввел этот термин в своих основополагающих работах в середине 1990-х годов, определяет социальный капитал как объединенную ценность всех социальных сетей человека с учетом склонности этих сетей оказывать ему поддержку и помощь См. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала / Пер. с англ., М.: Изд. фирма "Ad Marginem", 1996. 287 с..

По мнению Патнэма, социальный капитал может быть измерен как уровень доверия и взаимодействия в сообществе или между отдельными людьми, и это главный компонент для построения и поддержания демократии. Онлайновые социальные сети предлагают доступ к социальному капиталу, предоставляя пользователям, сумевшим организовать хорошие отношения, доступ к информации, навыкам, энергии и вниманию других людей. Сознательно или нет, но люди используют социальное сети, например Facebook как инструменты для максимизации своего социального капитала.

Непрерывное и неформальное общение, происходящее в социальных сетях, позволяет их участникам оповещать своих друзей об имеющихся возможностях в «пассивном» режиме, публикуя информацию в своих профилях или статусах. В отсутствие онлайновых социальных сетей мы не имели бы никаких способов узнать об открывающихся возможностях, потому что они находятся за пределами нашего каждодневного круга общения.

Для общения с теми людьми, кого вы видите каждый день - вашими близкими друзьями и семьей, соседями, коллегами, - Facebook не станет чем-то революционно новым в плане социального капитала. Все дело в силе «слабых связей». Это понятие ввел М. Грановеттер в работе «Сила слабых связей» Грановеттер М. Сила слабых связей / Пер. с англ. З.В. Котельникова // Экономическая социология. Т.10. №4. Сентябрь 2009. С. 31-50.. Если «сильные связи» - это связи между субъектом и его близкими друзьями и родственниками, то «слабые связи» - связи, с теми, кого можно назвать «просто знакомыми». Слабые связи образуются с людьми, которых вы могли несколько раз встретить, с которыми вы встречаетесь довольно редко, кого вы просто знаете и кто является друзьями ваших друзей. Грановеттер показал, что при распространении любого ресурса наиболее важную роль выполняют именно «слабые связи», обеспечивающие более длинную социальную дистанцию и достижение большего числа людей, чем при использовании «сильных связей».

До начала эры онлайнового социального нетворкинга у многих из нас не было никаких возможностей поддерживать такие связи. Онлайновые социальные сети дали определение для нового типа взаимоотношений - «друзья». Эти связи более неофициальные, и их можно поддерживать в большем количестве, чем в офлайне. Благодаря Facebook, стало социально допустимым инициировать отношения с низким уровнем обязательств с людьми, которых в прошлом мы могли просто не знать. Другом в понимании Facebook может быть человек, с которым вы выпили пару бокалов пива на вечеринке две недели назад. Если вы с таким человеком разговорились, у вас установилось какое-то взаимопонимание, то вместо того чтобы дать вашим взаимоотношениям испариться, вы можете их зафиксировать. Вместо того чтобы терять огромное количество потенциально ценных контактов, сейчас стало возможным их аккумулировать.

Сайты социальных сетей облегчают поиск контактов в рамках вашей сети. Почти все такие сайты позволяют вам искать и фильтровать контакты на основании разнообразных критериев: имени, места работы и учебы, города, хобби, пола, статуса взаимоотношений и другой информации из профиля пользователя. Функции поиска полезны, когда вы хотите установить новые отношения в Сети и когда вы хотите кого-то найти среди ваших текущих контактов: например, когда вы хотите выяснить, кто из ваших друзей обладает какими-то особыми знаниями или компетенцией в чем-либо.

В дополнение к увеличению нашей «емкости» по поддержанию отношений сайты социальных сетей также предоставляют нам важную информацию, которая может помочь нам лучше оценить потенциальную релевантность и ценность каждого отношения. Вместо того чтобы дожидаться счастливого случая, в результате которого мы можем выяснить, что имеем что-то общее с человеком, мы можем большую часть такой информации получить немедленно, просматривая его профиль. Доступ к информации позволяет нам более осмысленно решать, в какие связи нам стоит вкладывать свои усилия, расставлять приоритеты и, возможно, поднимать уровень наших отношений. Онлайновый социальный нетворкинг дает массу дополнительных шансов. Во-первых, вы, скорее всего, останетесь в контакте с людьми, с которыми только что встретились, потому что планка для установления связи в онлайновой социальной сети намного ниже, чем при традиционных отношениях. Во-вторых, как только вы установили связь, вы получили доступ к информации, на основании которой можете принять обоснованное решение - продолжать ли общение. Информация помогает нам оценивать связанные с этим возможности на самых ранних стадиях и избегать необдуманных положительных и скоропалительных отрицательных решений, то есть тратить меньше времени на отношения, которые приведут нас в никуда, и не отбрасывать те отношения, которые окажутся для нас полезными.

По своей сути сайты социальных сетей являются инструментами взаимоотношений, помогающими нам больше знать о наших внешних сетях и лучше вовлекаться в них. Снизив издержки на взаимодействие и на поддержание отношений Facebook помогает нам увеличивать нашу способность поддерживать слабые связи, формирование и поддержание которых без онлайновых социальных сетей было бы невозможным. В результате мы можем овладеть большой ценностью - значительной частью социальных связей, накопленных нами в течение жизни.

Делись добром ;)