logo
Социальные ценности как фактор социализации москвичей

8. Научная разработанность

1. Н.Н. Седова: Морально-нравственные ориентации и социальная активность// журнал «Социс», 2008, №8 с.88-94.

В данной статье на основе анализа результатов социологических исследований делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального "здоровья" современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека. Использованы данные исследований ИКСИ РАН, проведенных среди населения г. Москвы. При опросе учитывались такие факторы, как пол, возраст, тип поселения и социально-профессиональная принадлежность.

Исходя из данных статьи, сложился устойчивый стереотип, согласно которому последние десятилетия стали временем утраты людьми моральных ориентиров, падения нравов и размывания границ между добром и злом.

Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского общества. Однако острота и негативизм восприятия проблемы не подкрепляются данными, которые свидетельствовали бы о действительно катастрофическом состоянии морально-нравственных установок россиян.

Также в данной статье приведена таблица «Распространенности моральных норм в России». В общей сложности, исходя из данных таблицы, было выяснено отношение к 22 видам поступков и ситуаций. Несмотря на значительную неоднородность распространенности моральных норм (доля отрицательных оценок по различным позициям составляет от 21 до 96%), большинство опрошенных разделяют негативное отношение не менее чем к 17 из 22 рассматриваемых коллизий. Из них семь табуированы подавляющим большинством респондентов - политическое убийство, измена Родине, употребление наркотиков, самоубийство, покупка краденых вещей, обогащение за счет других, пьянство (неприемлемы для 78% и более). Несколько меньшая, но также высокая степень распространенности моральных норм фиксируется в отношении деловой необязательности, проституции, гомосексуализма, дачи/получения взяток, публичного про-явления неприязни к представителям иных национальностей, уклонения от налогов, нарушения законов, супружеской измены, уклонения от службы в армии (эти поступки являются запретными с точки зрения 52-71%). Низкая же степень осуждения (21-39%) фиксируется в отношении таких действий, как сопротивление милиции, курение, получение неофициальных трудовых доходов, безбилетный проезд в транспорте, аборты и добрачные сексуальные связи.

2. А. Голов, А. Гражданкин: Сквозь призму жизненных принципов// журнал «Социс», 2007, №3, с.38-44

Данная статья основывается на том, что человек не просто живет, но и осознанно проживает свою жизнь. Подразумевается, что он руководствуется какими-то принципами, принимает определенные жизненные решения и реализует их.

Принципы принятия жизненно важных решений и жизненных правил человека -- это постоянные отправные начала для его решений и действий, возвышающие человека над обстоятельствами, меняющимися внешними условиями его жизни, и стабилизирующими ее ход. Одни из подобных принципов являются для человека более важными, другие -- менее важными, отступающими перед главным, если их сталкивают между собой обстоятельства текущего момента.

Авторы статьи провели среди населения России не один опрос. Результаты опроса показали, что именно из предлагаемого списка является на них наиболее приемлемым: собственные желания, чувство совести, нравственные нормы, пример родителей или же требования закона. Таким образом, удалось выяснить, что по результатам проделанной работы, большинство населения на сегодняшний момент ставят собственные желания на первое место.

3. В.В. Михайлов: К проблеме социальных ограничений// журнал «Социс» 2008, №7, с.124-130.

Социальные ограничения - новое понятие, которое нельзя найти во многих библиотеках и терминологических справочниках. Вряд ли подобная ситуация случайна. Если свобода представляется чем-то позитивным, достойным обсуждения, то её ограничения психологически отторгаются; данная тема несомненно предполагает высвечивание неких негативных "изнанок" любой социальной системы, которые эта система старается скрыть. Но подобные подходы не снимают самой проблемы, а лишь ее усугубляют.

Очевидно, что проблема социальных ограничений связана с проблемой свободы, особенно социальной.

В данной статье автор предлагает собственную реконструкцию системы социальных ограничений. Высший уровень их иерархии представлен концептуальными ограничениями, определяющими ценностно-смысловое и целевое ядро жизнедеятельности социума. Следующий уровень - идеологические ограничения. Их функция - защищать концепции и способствовать адаптации последних к историческим обстоятельствам. Различные формы идеологических ограничений в свою очередь служат фундаментом для возведения специфических систем социальных ограничений.

4. Д. Раунд: Жизненные ценности молодежи сегодня// журнал «Социс», 2006, № 3

Проанализировав данною статью становится очевидно, что ценности занимают ведущее место в формировании жизненных стратегий: образовательно-воспитательных, профессионально-трудовых, семейно-бытовых, духовно-нравственных и т.д.

Особое внимание в статье уделяется именно молодежи. Подростково-юношеский нигилизм за частую отрицает общество вместе с его показной нравственностью, культурой, языком. В столкновении всевозможных смыслов и ценностей, в потоке общечеловеческого хаоса там, где нет ориентиров, исходящих от мудрости старшего поколения, проживание в гармонии чувств становится хрупким и зыбким. Опасные тенденции открываются в излишней рациональности и прагматичности молодёжи. Потребительский подход превалирует, делая ставки на сиюминутную выгоду, на гарантированное получение удовольствия здесь и сейчас.

Социальная сущность жизненных ценностей человека означает коротко одно - забота о нуждах и потребностях других людей, не связанных интересами бизнеса или какой другой выгоды, кроме как выгоды всего общества, всего государства. Поэтому, в исканиях смыслов к жизни и к труду в рыночном характере человека следует чётко выделять помимо экономических стратегий и ценностей ещё и социальные.