Социологические подходы к изучению проституции

реферат

2. Определение и виды проституции

XIX - начале ХХ вв. вопрос об определении, сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.

В официальных документах она понималась как «разврат или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим» и «снискивающая себе пропитание». Это определение относилось к проститутке вообще, без разделения на категории.

Э. Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал: «публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию», а проституция - это «ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака»

Р. Вардлоу определял проституцию как «всякие недозволенные сношения между полами». Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной «всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью». Чтобы назвать женщину таковою, недостаточно одного случая сношения; на женщину «накладывает печать проституции только добровольное повторение полового акта.

Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что проститутка - «это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам».

В определение «проституция» по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: «женщина, которая открыто и не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка»., т.е. «в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а также то, «проституирует она с ведома администрации или нет».

Энциклопедия сексологии определяет проституцию как определённую форму внебрачных отношений; профессиональное удовлетворение сексуальных потребностей клиентов за вознаграждение.

Авторы и сторонники феминистской теории рассматривают проституцию как явление, возникающее из неравенства в обществе, когда одна группа людей (чаще - мужчины) имеет деньги и покупает, а другая группа (обычно - женщины) не имеет средств и продаёт свою сексуальность [4, с. 264].

Во всех странах проститутки социально неоднородны. По мнению специалистов-социологов, самая организованная форма сексуальной коммерции, - гостиничная проституция. Она полностью контролируется соответствующими преступными группировками, которые не пускают в «свою» гостиницу посторонних. Образовательный уровень этих женщин очень высок, каждая третья имеет высшее или незаконченное высшее образование, многие знают иностранные языки. Один из показателей их профессионализма - регулярное пользование презервативами.

Вторая по распространенности форма организованной проституции - многочисленные агентства по предоставлению интимных услуг, функционирующие под видом клубов, саун, массажных кабинетов, бюро знакомств и т.п. Они широко рекламируются в газетах, некоторые из них рассчитаны исключительно на иностранцев. Существуют и агентства по вербовке или продаже молодых женщин и девушек за границу. Этот мафиозный бизнес быстро растет и дает огромный доход.

Ступенькой ниже стоит «квартирная» проституция. Ею занимаются женщины, имеющие собственную сеть клиентов и старающиеся избежать внимания милиции и рэкетиров.

Особую разновидность проституток составляют «кидалы», работающие в тесном контакте с водителями такси или владельцами частных автомашин. Они подбирают клиентов в ресторанах, барах и кафе, расположенных в центре города, получают деньги за будущие услуги, водитель везет их якобы на квартиру, а на самом деле останавливается у проходного двора или парадной, где женщина скрывается. Около 40 процентов полученной платы достается водителю. Бывает и хуже: доверчивого клиента избивают, грабят и даже убивают.

Самая низшая категория - уличная проституция, рассчитанная и основном на приезжих. Занимаются ею обычно опустившиеся, спившиеся женщины. Ни о каких мерах противоэпидемической безопасности туг нет и речи. На фоне обнищания страны и роста детской безнадзорности быстро растет детская проституция. Чаще всего дети и подростки идут на панель вследствие бездомности или спасаясь от пьянства и жестокости родителей, а иногда просто от легкомыслия. [2, с. 282]

Многие проститутки нигде не работают и не учатся, а среди работающих преобладают представительницы профессий сферы обслуживания.

Говорить о каком-то едином «сексуальном» или «психологическом» профиле сексработницы явно невозможно. Хотя многие будущие сексработницы начинают половую жизнь раньше своих сверстниц, причем с малознакомыми, сменяющимися партнерами, многие из них не получают удовлетворения от сексуальной близости или даже испытывают к ней отвращение. Относительное сексуальное безразличие позволяет легче преодолеть морально-психологический барьер, отделяющий связь ради удовольствия от сексуальных услуг за деньги.

Коммерческое сексуальное обслуживание - прежде всего социальный феномен. И поскольку спрос рождает предложение, главный вопрос заключается в том, какие именно сексуальные и иные потребности она удовлетворяет. К сожалению, научных данных о мужчинах, пользующихся сексуальными услугами, мало.

Существует и мужская проституция. Мужчин, обслуживающих женщин, называют французским словом «жиголо» (gigolo - буквально: парнишка или платный танцор в дансинге), а тех, кто имеет мужскую клиентуру, - американским словом «хаслер» (hustler - буквально: энергичный человек, но также человек, живущий за счет какого-то нелегального промысла). В последние годы в сексуальном обслуживании подвизается все больше мужчин-трансвеститов. По своим социально-психологическим параметрам мужская проституция столь же многообразна, как и женская, и так же тесно связана с преступным миром [2, с. 284].

Делись добром ;)