logo
Социология как наука об обществе

1.8 Социализация личности

Задание 8.3. Заполните таблицу:

Теория социализации, ее основатель

Основная идея

Стадии социализации

Теория «Зеркального Я», Чарльз Кули

Индивид формирует представление о самом себе на основании впечатлений, которые он оказывает на других людей

1) возникновение представления о себе на основании мнения родителей;

2) возникновение в сознании проекции;

3) формирование самооценки личности.

Сценарная теория Э. Берна

Все люди делятся на «победителей» и «неудачников»

1) программирование родителями;

2) судьба родителей.

Теория доминирующего типа деятельности, Д. Мид

Социализация, выраженная в усвоении законов и норм общества

1) имитация;

2) игровая стадия;

3) коллективные игры.

Когнитивная теория Ж. Пиаже

На каждой стадии когнитивного развития у человека формируются новые навыки

1) сенсомоторная стадия;

2) операциональная стадия;

3) стадия конкретных операций;

4) стадия формальных операций.

Теория нравственного развития детей, Л. Колберг

Формирование и воспитание личности зависит от нравственного воспитания

1) дети не усвоили понятия «хорошо-плохо», пытаются избегать наказания;

2) стараются уже заслужить поощрение;

3) стремятся завоевать одобрение других;

4) формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем, для некоторых - это конечная стадия;

5) формируются собственные суждения о «хорошем-плохом»;

6) формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы

Психоаналитическая теория, З. фрейд

Биологические побуждения человека противоречат нормам культуры, человек всегда находится в конфликте с обществом

1) Ид (оно) - хочу;

2) ЭГО - могу;

3) Суперэго - должен.

Теория «обмена ценностями», Д. Хоуманс

Человек стремится уравновесить вознаграждения и затраты

1) больше вознаграждение -больше повторений;

2) вознаграждение зависит от условий - человеком создаются специально такие условия;

3) чем больше вознаграждение - тем больше приложенных усилий;

4) чем выше насыщение - тем меньше усилий.

Теория этнометодологии, Г. Гарфункель, О. Г. Брим-младший

Во всех обществах существуют определенные правила, принимаемые на веру

1) с детства ребенок усваивает определенные манеры поведения в социальной группе;

2) усвоение определенных правил происходит непрерывно на протяжении всей жизни.

Теория развития личности на протяжении всей жизни, Э. Эриксон

Развитие человека происходит на протяжении всей жизни и проходит 8 стадий

1) доверие - недоверие;

2) автономия;

3) инициатива;

4) трудолюбие;

5) идентификация;

6) интимность;

7) творческая активность;

8) умиротворение.

Теория изменения личности, Р. Гоулд

Социализация взрослых не является продолжением социализации детей

1) постепенное преодоление детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц;

2) формирование более реалистичных убеждений с разумным недоверием к авторитетам.

Какие теории можно объединить в одну группу? По какому принципу?

Можно объединить теории Ч. Кули и Э. Берна по принципу влияния родителей на личность. Теории Д. Мида и Ж. Пиаже по принципу развития социальных стадий и формирования новых навыков, начиная с детского возраста. Теории Л. Колберга и З. Фрейда по принципу нравственного воспитания личности. Теории Д. Хоуманса, Г. Гарфункеля, Э. Эриксона и Р. Гоулда по принципы социализации человека на протяжении всей жизни.