1.8 Социализация личности
Задание 8.3. Заполните таблицу:
Теория социализации, ее основатель |
Основная идея |
Стадии социализации |
|
Теория «Зеркального Я», Чарльз Кули |
Индивид формирует представление о самом себе на основании впечатлений, которые он оказывает на других людей |
1) возникновение представления о себе на основании мнения родителей; 2) возникновение в сознании проекции; 3) формирование самооценки личности. |
|
Сценарная теория Э. Берна |
Все люди делятся на «победителей» и «неудачников» |
1) программирование родителями; 2) судьба родителей. |
|
Теория доминирующего типа деятельности, Д. Мид |
Социализация, выраженная в усвоении законов и норм общества |
1) имитация; 2) игровая стадия; 3) коллективные игры. |
|
Когнитивная теория Ж. Пиаже |
На каждой стадии когнитивного развития у человека формируются новые навыки |
1) сенсомоторная стадия; 2) операциональная стадия; 3) стадия конкретных операций; 4) стадия формальных операций. |
|
Теория нравственного развития детей, Л. Колберг |
Формирование и воспитание личности зависит от нравственного воспитания |
1) дети не усвоили понятия «хорошо-плохо», пытаются избегать наказания; 2) стараются уже заслужить поощрение; 3) стремятся завоевать одобрение других; 4) формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем, для некоторых - это конечная стадия; 5) формируются собственные суждения о «хорошем-плохом»; 6) формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы |
|
Психоаналитическая теория, З. фрейд |
Биологические побуждения человека противоречат нормам культуры, человек всегда находится в конфликте с обществом |
1) Ид (оно) - хочу; 2) ЭГО - могу; 3) Суперэго - должен. |
|
Теория «обмена ценностями», Д. Хоуманс |
Человек стремится уравновесить вознаграждения и затраты |
1) больше вознаграждение -больше повторений; 2) вознаграждение зависит от условий - человеком создаются специально такие условия; 3) чем больше вознаграждение - тем больше приложенных усилий; 4) чем выше насыщение - тем меньше усилий. |
|
Теория этнометодологии, Г. Гарфункель, О. Г. Брим-младший |
Во всех обществах существуют определенные правила, принимаемые на веру |
1) с детства ребенок усваивает определенные манеры поведения в социальной группе; 2) усвоение определенных правил происходит непрерывно на протяжении всей жизни. |
|
Теория развития личности на протяжении всей жизни, Э. Эриксон |
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни и проходит 8 стадий |
1) доверие - недоверие; 2) автономия; 3) инициатива; 4) трудолюбие; 5) идентификация; 6) интимность; 7) творческая активность; 8) умиротворение. |
|
Теория изменения личности, Р. Гоулд |
Социализация взрослых не является продолжением социализации детей |
1) постепенное преодоление детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц; 2) формирование более реалистичных убеждений с разумным недоверием к авторитетам. |
Какие теории можно объединить в одну группу? По какому принципу?
Можно объединить теории Ч. Кули и Э. Берна по принципу влияния родителей на личность. Теории Д. Мида и Ж. Пиаже по принципу развития социальных стадий и формирования новых навыков, начиная с детского возраста. Теории Л. Колберга и З. Фрейда по принципу нравственного воспитания личности. Теории Д. Хоуманса, Г. Гарфункеля, Э. Эриксона и Р. Гоулда по принципы социализации человека на протяжении всей жизни.
- 1. Теоретическая часть
- 1.1 Социология как наука об обществе
- 1.2 Общество как система
- 1.3 Социальные изменения
- 1.4 Социальные институты
- 1.5 Социальные организации
- 1.6 Социальные группы
- 1.7 Социальная структура
- 1.8 Социализация личности
- 1.9 Девиантное поведение
- 2. Практическое задание
- 2.1 Описание проблемной ситуации
- 2.2 Цель исследования
- 2.3 Задачи исследования
- 2.4 Объект исследования
- 2.5 Предмет исследования
- 2.6 Гипотеза исследования
- 2.7 Расчет выборочной совокупности. Анкета
- 2.8 Сводная таблица результатов
- 2.9 Анализ результатов
- Список использованных источников