Социология образования

реферат

§5. Основные социологические подходы к изучению социологии образования

Школа институционального анализа

Представители этого течения особое внимание уделяют изучению социального института, который рассматривается как система норм, статусов и ролей, связанных между собой какой-либо социальной потребностью. В этом случае человек рассматривается как носитель определенных потребностей и ценностей.

В начале XX века представители институционализма занимались изучением связей образования с другими институтами - экономики, семьи, управления и религии. При этом подчеркивалось, что изменения в системе образования происходят под давлением других институтов. Особое внимание институционалисты уделяли функциям образования, они считали, что функции образования меняются в соответствии с потребностями общества. Основные положения институционализма гласят: институты необходимы для социального контроля; в разных сообществах институты имеют различные формы; все институты взаимосвязаны, и изменения в одних вызывают перемены в других; изменения форм институтов обусловлено изменением общественных потребностей; институциональные изменения связаны с процессами длительного исторического характера [6;57].

Институционалисты считали, что образование есть важная составляющая часть общесоциальных процессов. Согласно их точки зрения, образование значительно увеличивает шансы общества на выживание. Сегодня многие из этих идей остаются востребованными и применяются при изучении образовательных процессов.Необходимо отметить, что сегодня наряду с институциональнымистали использоваться другие идеи и подходы.

Теории функционализма

Функционализм основан на биологических теориях, согласно которым живые организмы состоят из жизненноважных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Аналогично в обществе существуют институты, которые выполняют важные для него функции. В этом случае значительным является то, насколько согласованно работают эти институты. Ведь потеря равновесия ведет к дисфункциональности сначала самих институтов, а позже и общества в целом. Но в некоторых случаях одни институты берут на себя выполнение нескольких функций других. Таким образом, в настоящее время, образование выполняет некоторые образовательные функции религии, а также воспитательные функции семьи. В современном обществе образовательные функции семьи и церкви стали гораздо менее значимыми, поскольку сегодня нельзя воспитывать детей только по собственному подобию или традиционному образцу. В связи с постоянным изменением окружающей нас действительности, ценностные ориентации и поведенческие практики старшего поколения все быстрее устаревают и становятся невостребованными. Поэтому необходимые в сегодняшней жизни современные знания семья просто не в состоянии обеспечить. В силу всего этого возрастает значимость образовательных структур.

Представители функционализма считают, что система образования предназначена для усвоения господствующих в обществе ценностей и формирования единого национального сознания, поэтому школа должна обеспечивать знание родного языка, истории государства.

Теории конфликта

Сфера образования очень часто становится полем и предметом социальных конфликтов. Многие ученые пытались применить в образовании теорию конфликта, но наибольшую известность получили концепции конфликтной модели общества Р. Даренфорда, общей теории конфликта К. Боулдинга и позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Карл Маркс был основоположником конфликтного подхода. Он считал, что социальные идеи являются выражением экономических интересов. В сферу теорий конфликта входят такие важные интересы, как расширение борьбы за право на образование, вопросы профессиональных объединений учителей, студенческие бунты и протесты, ограничения индивидуальной свободы, включение общественных организаций в сферу образования. Но при этом конфликты носят и позитивный характер. Так Б. Мерсер и Г. Коуви подчеркивают, что конфликты способствуют сближению внутри группы, так при возникновении «внешней угрозы», коллектив становится более сплоченным, также в результате некоторых конфликтов происходит создание новых норм и отношений.

В настоящее время все эти теории широко используются исследователями образования.

Делись добром ;)