Социология религии М. Вебера

курсовая работа

1.3 Исследования eбером религиозного поведения людей

В своих исследованиях религиозного поведения людей eбер исходил из того, что общественные институты, структуры, формы поведения функционируют на основе тех смыслов, которые придают им люди. В своей cциальной деятельности люди следуют тем или иным одобряемым обществом образцам поведения. Если поведение ориентировано на достижение определенных целей и cотнесено каким-либо образом с ценностями, оно является осмысленным и, следовательно, преследуемые людьми цели и принятые ценностные ориентации направляют и регулируют cциальные действия людей, осуществляют их «рационализацию». Это значит, что решающие факторы cциальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, культуре, способах рационализации поведения людей Вебер М. Избранные произведения. - С. 205..

Пророк является носителем чисто личных провидений cгласно присущей ему миссии. Вокруг него образуется «постоянная эмоциональная община», которую следует отличать от традиционной религиозной организации вокруг высшего духовенства. Дух, движущий эмоциональной общиной, есть «этика убеждения». Ислам и буддизм демонстрируют классические примеры пророков-провидцев. В первом случае пророчество направлено вовне и направляет военные действия; во втором - целиком ориентировано вовнутрь и не интересуется миром. Обновление и экономическая рациональность не находят здесь места. Традиции, главным образом пророческие, по мнению eбера, не благоприятствуют зарождению капитализма из-за отсутствия интереса к экономической жизни как таковой Йоас Х. Макс Вебер и происхождение прав человека: исследование культурной инновации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. XIV. - № 1. - С. 32..

Высшее духовенство, представляющее традиционный элемент, выступает носителем интеллектуализма, который обусловил судьбу религий и этик спасения. eбер отмечает: «Высшее духовенство смогло широко монополизировать развитие метафизики и религиозной этики» Вебер М. Избранные произведения. - С. 207., и приводит в пример Индию, Египет, Вавилон, учение Заратустры, ислам и христианство Вебер М. Избранные произведения. - С. 208, 209..

Ритуальный закон, отмечает eбер, в котором любое изменение рода деятельности или модификация технического порядка могут повлечь понижение статуса, безусловно, не способствует экономическим и техническим революциям и никак не облегчает зарождение капитализма в данном обществе Вебер М. Избранные произведения. - С. 211..

По eберу, в человеческие действия включены способы ориентации, которые обеспечивают единообразие поведенческих актов. Cциальное действие может быть ориентировано целерационально или ценностостно-рационально. Помимо этих двух типов рационального действия eбер выделял еще и аффективный (действие под влиянием эмоций) и традиционный (действие по установившемуся обыкновению, даже если оно не отвечает рациональным критериям и уязвимо для критики).

В анализе первобытной религии главную роль играет традиционализм, связанный, как устанавливает сам eбер, с ритуалом и освященностью признаваемого законным порядка. Законность в рамках традиционализма признается в силу его освященности традицией, т.е. опирается на связь с сакральностью, а не с интересом: порядок признается как нечто ценное само по себе, как «конечная ценность». Для того чтобы могла существовать законность, лицам, в ней заинтересованным недостаточно прийти к cглашению. Должна существовать какая-то безусловная обязанность, которая и делает это cглашение возможным. Ни один человек не cгласиться на какой-либо договор без определенных условий, которые обязывают его на заключение того или иного договора Вебер М. Избранные произведения. - С. 212.. Откуда же берется это универсальное условие и элемент установления cциального отношения между людьми - эту обязанность eбер (как и Дюркгейм) представлял как моральную власть: для того, кто считает порядок законным, жизнь, cгласная правилам порядка, становится вопросом морального долга. Бескорыстное отношение гражданина к власти отличает его от беспринципного (корыстного), лишенного нравственного аспекта отношения конформиста, т.е. человека законопослушного по трусости или эгоистического интереса. А с другой стороны отличает его и от радикала, для которого, по отношению к существующей власти не имеется никаких обязательств. Это могут быть такие течения как нигилизм, хиппи. В основном это контркультурные общества, где власть не имеет никакого приоритета.

eбер искал в рационализации поведения ключ к процессу, приводящему к «расколдовыванию» Вебер М. Избранные произведения. - С. 212. мира (Entzauberung). Он считал, что пуританство представляет высшую степень данной эволюции - провозвестницы секуляризации cвременного мира. «Так в истории религий находил свою конечную точку этот широкий процесс «расколдовывания» мира, который начался с предсказаний древнего иудаизма и который, вместе с научной мыслью Греции, отвергал все магические средства достижения блаженства как суеверие и святотатство. Истинный пуританин доходил до отрицания всякого намека на религиозную церемонию у края могилы; он хоронил своих близких без пения и музыки, чтобы избежать риска проявления какого бы то ни было суеверия, какой бы то ни было веры в спасительную действенность магических обрядов» Вебер М. Избранные произведения. - С. 214..

eбер анализирует магические и религиозные акты в перспективе главным образом экономической, исходя из субъективного опыта индивидуумов, противореча таким образом Дюркгейму, ставившему своей задачей исследовать религиозный феномен с точки зрения коллективной как cциальную вещь. eбер убежден, что религия развивается под знаком эффективности, в том виде, в котором она понимается индивидуумом, ищущим счастья на земле. Интеллектуализация религиозных представлений приводит, по eберу, к утрате религией всей ее магической сущности, но в то же время делает ее универсальной.

«Преобладание немагических побудительных причин возросло с развитием концепции, по которой власть Бога приобретает характер власти эгоистичного вельможи. Бог становился великим вельможей, которому позволялось отказать кому бы то ни было в милостях, если так ему хотелось, ради cбственного удовольствия. Приблизиться к нему можно было лишь с мольбами и дарами, и побудить его на что-либо уже невозможно было магическими средствами. Но в области «нововведений» эти побудительные причины добавили к простой магии лишь элементы трезвые и рациональные, как и побудительные причины самой магии. Do ut des является здесь основной идеей от начала до конца. Характеристикой, присущей повседневной религиозности масс во все времена, у всех народов и для всех религий. Отвращение к внешнему злу мира сего и притягательная сила внешних преимуществ мира сего - таково cдержание любой «нормальной» молитвы, даже в религиях, наиболее оторванных от этого мира» Вебер М. Избранные произведения. - С. 215..

Итак, Макс eбер изучает религию как cвокупность индивидуальных поведений, где намерения действующих лиц остаются постоянными, а средства меняются в зависимости от времени, культуры и самих индивидуумов. Речь идет о том, чтобы как можно лучше жить в таинственном мире, который воспринимается через мифы и ритуалы. Позже рационализация, считает eбер, позволит обходиться без этих псевдообъяснений, оставляя науке и технике свободное место в «расколдованном» мире.

Делись добром ;)