Актуальность вопросов профилактики социальных болезней у подростков

курсовая работа

2.1 Система профилактических мероприятий

Система профилактических мероприятий включает в себя:

1. Анкету "Отношение школьников к наркотикам".

2. Анкету "Ты еще можешь бросить".

3. Программу позитивной профилактики социальных болезней у подростков "Нет" - наркотикам".

Цель данной программы является как бы двойной: с одной стороны, это программа профилактики развития наркомании, алкоголизма, табакокурения [11, с.91-106]. И в этом плане ее цель - сделать подростковый возраст немного более "легким" для воспитателей. С другой стороны, программа направлена на развитие у подростка так недостающих ему навыков, на обсуждение с ним тех проблем, с которыми подросток слишком часто оказывается один на один - проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и того же возраста, проблем конфликтов, стрессов и т.д. И здесь ее цель - хоть немного облегчить этот период для самого подростка.

Программа профилактики состоит из 7 упражнений, выполняя которые подростки знакомятся с основными понятиями, такими как "наркомания", "алкоголизм", "табакокурение", узнают о влиянии психоактивных веществ на организм человека, вырабатывают умение сопротивляться давлению группы и умение сказать "нет" наркотикам.

1. Что такое наркотики

Цели занятия: знакомство с понятиями наркотических, психоактивных, токсических веществ.

План занятия

Упражнение-активатор.

Что вы знаете о наркотических веществах? Алкоголе? Табаке? - Групповая дискуссия.

Ведущий рассказывает о понятиях наркотических, токсических и психоактивных веществ.

Примечание: на всех занятиях, связанных с понятием наркотиков, ведущему надо быть очень осторожным и не привлекать внимание учащихся к тем аспектам проблемы, с которыми они могут быть совсем еще не знакомы. Ни в коем случае не рассказывать о методах получения наркотических; веществ, о том, где и как их можно достать. Не акцентировать положительного эффекта, который могут оказывать наркотики (эйфория, веселое настроение, расслабление и т.д.), чтобы не спровоцировать интереса к ним. При наличии аппаратуры в данных занятиях могут широко использоваться видеосюжеты, отрывки из художественных фильмов (например, "Авария - дочь мента", "Игла" и т.д.)

Материалы для занятия

Наркотики - вещества, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему (возбуждающее, успокаивающее, вызывающее галлюцинации и т.д.), что является причиной их немедицинского потребления, имеющего большие масштабы и социально значимые последствия. Как следствие этого, такие вещества признаются наркотическими в установленном законом порядке и вносятся в список наркотических средств.

Существуют и другие вещества, способные вызывать при однократном приеме эйфорию (повышенное настроение) и другие специфические эффекты (возбуждение, седативный эффект, галлюцинации и т.д.), а при систематическом приеме психическую и физическую зависимость,

Наркомания - болезнь, вызываемая систематическим употреблением психоактивных веществ, включенных в официальный список наркотиков, и проявляющаяся в психической и нередко физической зависимости от этих веществ.

Потребление таких веществ, как табак и алкоголь, также оказывает специфическое влияние на ЦНС и ведет к возникновению физической и психической зависимости.

Потребление всех этих веществ ведет к разрушению ЦНС, оказывает негативное воздействие на многие внутренние органы, является причиной многих заболеваний и смерти людей, ведет к изменению характера человека, нарушению многих психических функций.

2. Правильное и неправильное использование наркотических средств

Цели занятия: знакомство с понятиями законного и незаконного применения наркотиков и других психоактивных веществ, правильного и неправильного употребления лекарств.

План занятия

Упражнение-активатор.

Групповая дискуссия: бывают ли случаи, когда применение наркотиков и других психоактивных веществ является законным и правильным?

Рассказ ведущего об использовании лекарств по назначению врача. Возможно упоминание того, что наркотики содержатся в таких пищевых продуктах, как чай, кофе.

При упоминании алкоголя, табака подчеркнуть, что хотя у нас в стране употребление этих веществ не является незаконным, иногда оно может входить в противоречие с законом. Например, вождение в пьяном виде автомобилей противозаконно; продажа табачных изделий и алкогольных напитков подросткам является противозаконной! Для подростков незаконно употребление спиртного!

Почему опасно пробовать на вкус незнакомые вам вещества или нюхать их, глубоко вдыхая? Обсуждение.

Вы себя плохо почувствовали (например, болит голова). От кого можно взять лекарство?

Материалы для занятия

Ряд наркотических и токсических веществ являются лекарственными препаратами. В определенных случаях при ряде заболеваний они могут, назначаться врачом. Прием этих веществ возможен строго по назначению врача только в установленных лечебных дозировках.

Следует избегать приема лекарственных препаратов, особенно незнакомых, без назначения врача. Помните, что лекарство, прописанное другому человеку, может вам повредить.

Опасно употреблять незнакомые вещества, особенно предложенные незнакомыми людьми или людьми, которым вы не можете доверять в этом отношении полностью.

Опасно пробовать на вкус или глубоко вдыхать, нюхая, незнакомые вам вещества, даже хранящиеся дома.

Можно для себя составить перечень людей, которым вы можете доверять при приеме лекарственных препаратов, например, медицинским работникам, родителям, опекунам.

3. Употребление, злоупотребление, болезнь

Цели занятия: знакомство со случаями употребления психоактивных веществ, понятиями злоупотребления психоактивными веществами и болезни как результата злоупотребления и развития зависимости.

План занятия

Упражнение-активатор.

Рассказ ведущего об употреблении, злоупотреблении и этапах развития болезни (наркомании, алкоголизма). Основной упор делать на алкоголизм. На занятии следует разобрать, как происходит переход от эпизодического употребления спиртных напитков через бытовое пьянство к развитию хронического алкоголизма.

Материалы для занятия

Редко употребление психоактивных веществ после первого же приема ведет к развитию зависимости и болезни. Однако эпизодический прием ставит человека перед проблемой риска заболеть. К тому же некоторые люди генетически являются предрасположенными к заболеванию алкоголизмом, к быстрому развитию зависимости от химических препаратов.

Выделяют следующие этапы:

- эпизодическое употребление,

- бытовое злоупотребление,

- болезнь.

Эпизодическое употребление - вначале из любопытства, из желания быть "как все", казаться взрослее, за компанию и т.д.

4. Табакокурение

Цели занятия: знакомство с воздействием табака на организм, выработка осознанного негативного отношения к курению.

План занятия

Упражнение-активатор.

Почему люди курят и почему не курят? - групповая дискуссия. Ведущий выписывает причины на доске в две колонки. Выводы ведущего о причинах курения и некурения. Рассказ о последствиях курения. (Обязательно подчеркивать негативные внешние и ближайшие последствия курения)

Дискуссия между защитниками курения и противниками. (Класс сам делится на группы)

Подсчитать деньги, уходящие у курящего подростка на сигареты.

Почему легче не начинать курить, чем бросить? - Обсуждение всей группой.

Ведущий подчеркивает, что некурящих значительно больше, чем курящих.

Материалы для занятия

В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть из которых являются канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин, в табачном дыме содержатся также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний и т.д.

Смертность курящих на 30-80 % выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких. Курение вызывает склероз сосудов, повышает риск инфаркта миокарда, инсульта. Хронический бронхит, эмфизема легких, гангрена ног, облитерирующий эндартериит - эти и другие болезни связаны с курением. Курение ведет к разрушению зубной эмали. Зубы курящего подростка желтеют, разрушаются. Часто желтеют пальцы. Изо рта курящего исходит неприятный запах. "Поцеловать курящего - то же самое, что вылизать пепельницу".

Многие начинают курить, чтобы казаться взрослее. Но и повзрослев по-настоящему, часто уже не могут бросить курить, оказавшись в зависимости от табака.

5. Алкоголь

Цели занятия: знакомство с последствиями потребления алкоголя, выработка негативного отношения к употреблению алкоголя.

План занятия

Упражнение-активатор.

Деление доски на две части: что хорошего и что плохого дает употребление спиртного.

Класс по желанию делится на две группы. Одна пишет хорошее, другая - плохое. Возможно выделение третьей группы, которая захочет участвовать в работе обеих. Поэтому ведущий разрешает учащимся переходить из одной группы в другую.

По окончании выполнения задания ведущий читает положительное и отрицательное. Группа анализирует прочитанное. Ведущий подчеркивает кратковременный эффект приятных ощущений, отрицает лечебные качества (больше вреда, чем пользы).

Выделение проблем, которые могут привести к употреблению спиртного (скованность, неумение снимать стресс и т.д.). Вспомнить результаты обсуждения этих тем.

"Взрослость" и алкоголь.

Упражнение в центре группы на сопротивление групповому давлению:

1-2 человека отказываются употреблять спиртное, другие (часть группы) их уговаривают.

Материалы для занятия

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьба и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин,

и просто пьянство - без причин.

Роберт Бернс

Даже небольшое количество спиртного ведет к изменению поведения человека. Нарушаются мыслительные способности, координация движений. Настроение на первом этапе повышается, человек становится раскованным, критичность к себе у него снижается. Он может совершать поступки, которые никогда не совершил бы будучи трезвым. Он может становиться агрессивным, наглым, вести себя развязно и т.д.

Повышенное возбуждение вследствие опьянения может затем смениться заторможенностью, сонливостью.

Неоднократное употребление алкоголя может вести к возникновению зависимости, к развитию заболевания - хронического алкоголизма.

Алкоголь поражает мозг, печень, сосудистую систему, сердце и т.д.

6. Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики, алкоголь

Цели занятия: формулирование мысли о необходимости помочь другу, начавшему курить, употреблять спиртное или наркотики, знакомство с особенностями поведения и характера людей, употребляющих алкоголь и наркотики.

План занятия

Упражнение-активатор.

Групповая дискуссия: что делать, если ваш друг начал употреблять спиртное или наркотики?

Выводы ведущего.

Рассказ об особенностях поведения тех, кто начал курить, употреблять спиртное или наркотики

Выводы о необходимости помочь человеку, который оказался на грани болезни.

Материалы для занятия

Если вы подозреваете, что кто-то из ваших друзей начинает употреблять наркотики или другие токсические вещества, обратите внимание, не изменилось ли резко его поведение, не подавлен ли он, не потерял ли интереса к прежним занятиям, увлечениям, учебе. Быть может, у него изменился аппетит (он может заметно снизиться или возрасти)? Не замечали ли вы, что у него чересчур сужены или расширены зрачки? Не замечали ли вы, что от него пахнет табаком?

Подумайте, что вы будете делать, если узнаете о том, что друг курит, употребляет алкоголь, наркотики. Помните: он на грани болезни!

Являются ли употребление алкоголя и курение признаками взросления?

Чем в более раннем возрасте человек начал употреблять спиртное, тем больше у него шансов заболеть хроническим алкоголизмом.

Многие начинают курить в подростковом возрасте. Став взрослыми, люди пытаются бросить курить. Т.е. начало курения может показывать именно то, что человек не повзрослел, но хочет казаться взрослее.

7. Никогда не употреблять наркотики (и другие психоактивные вещества) - хорошо. Умение сказать "НЕТ" наркотикам

Цели занятия: показ того хорошего, что имеет человек, не употребляющий наркотики и др. психоактивные вещества, выработка умения сопротивляться давлению группы и умения сказать "нет" наркотикам, показ того, что иногда быть в группе в меньшинстве - тоже хорошо.

План занятия

Упражнение-активатор.

Что хорошего дает неупотребление наркотиков? - "Мозговой штурм".

Ведущий сообщает о том, что большая часть людей не употребляет психоактивные вещества (даже не курит). Упражнение на групповое давление: один человек стоит, группа давит на него (несколько человек положили ему руки на плечи и стараются пригнуть). Спросить, какие эмоции он испытывал. Вывод о том, что негативные эмоции может вызывать само давление, а не то, что приходится ему сопротивляться. Подчеркнуть, что сопротивляясь давлению, человек может испытывать чувство гордости, удовольствие от сознания своего умения отстаивать собственное мнение.

Разбиться на пары. Один уговаривает другого попробовать алкогольный напиток, сигарету, наркотик. (Ведущий сам дает задания парам.) Цель - попытка отказаться от предложения, испытывая удовольствие от отказа.

Упражнения-активаторы включаются в каждое занятие. Они служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, улучшения взаимоотношений в группе. Нередко такие упражнения служат для тренировки внимания, отработки навыков работы в малых группах, в парах. В таких случаях ведущему полезно сделать короткий вывод.

Делись добром ;)