Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социальной работы

научная работа

2.2 Программа социальной коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта

На основе результатов практического исследования была разработана и апробирована программа коррекции личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта.

Цель программы: снижение уровня агрессивности, тревожности, конфликтности и нормализации социальной адаптации сирот.

Виды коррекционной работы: проведение тренингов и игр с целью коррекции личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта.

Выбор методик коррекции был осуществлен с учетом индивидуальных особенностей подростков. Основные среди них - моделирование, установление обратной связи.

Занятия проводились в группах, состоящих из 4 - 10 человек, как правило, 2 - 3 раза в неделю по 1 - 2 часа.

Так, для снижения конфликтности применялись следующие тренинговые упражнения:

«Приветствие»: участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

«Аукцион идей»: участникам, разделенным на две группы, по очереди (как на аукционе) предлагается высказать свое мнение на заданную тему или ответить на конкретный вопрос, но при этом на высказывание дается ограниченное время (3-5 секунд). При затянувшейся паузе ведущий может начать счет вслух: «Раз! Два! Три! Время!». Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов»: Текст определения помещается на доску или в центр круга.

«Если бы..., я стал бы...»: участники делятся на группы (4-5). Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине...» («... я стал бы требовать жалобную книгу») Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромиссов, то есть таким образом, что каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

«Дотянись до звезд» (заключительная часть): «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, что бы дотянуться до своей звезды. Старайтесь из всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой...

Вопросы для обсуждения: Что значила твоя звезда для тебя? Легко ли тебе было представить, что ты достал сваю звезду с неба?»

Игры и тренинг на снижение уровня тревожности:

«Похвалилки»: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…», например, «однажды я помог товарищу в школе», или «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажуться, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

«Сдвинь камень» (обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности): Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный камень Нужно хорошенько упереться правой ногой в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение, то же самое проделывается с левой ногой.

«Скажи-ка дядя...»: это упражнение на познавательный и физический «разогрев» группы. С его помощью можно быстро и эффективно «перезнакомить» участников тренинга между собой.

Группа разбивается на три - четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама для себя определяет тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по всем нескольким направлениям, каждый отвечает на один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 минут на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы: Имена скольких участников тренинга начинаются на букву «К»? Сколько окон в коридоре нашего здания? Что написано на входной двери комнаты? Выясните у Кати, в каком городе она родилась? Сколько деревьев растет на алее перед нашим зданием? и т. д.

«Волшебный обруч» (улучшение показателей адаптации): тренер может напустить на себя загадочность и придать упражнению некий мистический ореол: «У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача - приручить его, заставив делать то, что захочет группа».

«Встаньте, пожалуйста, в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

Задание: не прерывая контакта обруча с пальцами, опустить его на землю. Чтобы добиться успеха, вам требуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч-упрямец будет пытаться взмыть в небо, как надутый гелием шарик, или пытаться «отклеиться» от ваших пальцев и проявить характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит волшебный обруч на землю.

Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами всех участников игры.

Завершение - обсуждение упражнения: «Что мешало и что помогло команде? Какие групповые настроения преобладали во время игры? Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы? Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры?»

С целью проверки эффективности проведенной программы коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта была проведена вторичная диагностика.

В таблицах, приведенных ниже, приводятся данные исследований до и после внедрения программы:

- по методике диагностики способов поведения в ситуации конфликтного выбора К.Томаса:

До внедрения программы

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

После внедрения

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Рустам К.

5

6

6

9

4

Рустам К.

3

8

6

3

5

Андрей У.

9

5

6

6

5

Андрей У.

2

6

7

2

5

Артем С.

4

4

5

7

5

Артем С.

4

7

6

3

4

Тимур Н.

9

6

4

6

10

Тимур Н.

2

5

8

4

5

Катя Л.

9

5

4

6

4

Катя Л.

3

6

7

4

5

Аня С.

7

6

5

5

4

Аня С.

2

7

8

4

6

- по методике диагностики агрессивности А. Басса и А. Дарки:

Рустам К.

Андрей У.

Артем С.

Тимур Н.

Катя Л.

Аня С.

Рустам К.

Андрей У.

Артем С.

Тимур Н.

Катя Л.

Аня С.

НОРМА

До внедрения программы

После внедрения программы

1.Физическая

агрессия

12

13

11

17

12

14

10

7

8

10

9

5

2.Косвенная

агрессия

6

7

5

4

5

3

3

3

4

6

5

7

3.Раздражение

8

6

6

4

10

9

5

3

5

4

3

5

4.Негативизм

3

4

2

2

3

1

2

2

3

3

2

7

5.Обида

9

8

7

9

7

8

3

4

3

4

5

3

6.Подозрительность

11

8

8

12

11

9

7

4

6

5

5

3

7.Вербальная

агрессия

12

10

13

14

6

10

10

14

9

11

9

11

8.Чувство вины

4

2

2

3

2

2

2

5

3

3

6

3

Индекс

враждебности

20

16

15

21

18

17

10

8

9

9

10

10

6,5-10

Индекс

агрессивности

32

29

30

35

28

33

25

24

22

25

21

21

20-25

- по методике диагностики самооценки реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина:

До внедрения программы

Реактивная

тревожность

Личностная

тревожность

После внедрения программы

Реактивная

тревожность

Личностная

тревожность

НОРМА

Рустам К.

49 баллов

50 баллов

Рустам К.

45 баллов

44 балл

До 30 - низкая,

41-45-

умеренная,

46 и выше -

высокая

Андрей У.

51 балл

42 балла

Андрей У.

43 балла

42 балла

Тимур Н.

51 балл

48 баллов

Тимур Н.

43 балла

43 баллов

Артем С.

48 баллов

52 балла

Артем С.

41 баллов

40 балла

Катя Л.

50 баллов

44 балла

Катя Л.

44 балла

42 балла

Аня С.

46 баллов

45 баллов

Аня С.

41 балл

42 балла

- по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:

До внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный

комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

После внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный

комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Рустам К.

66

20

11

13

24

4

Рустам К.

95

31

22

15

29

11

Андрей У.

54

19

8

10

22

3

Андрей У.

104

30

27

20

33

8

Тимур Н.

59

21

11

12

21

4

Тимур Н.

79

28

17

18

27

13

Артем С.

61

23

10

11

23

5

Артем С.

71

36

25

21

34

12

Катя Л.

55

21

10

9

25

4

Катя Л.

83

33

23

17

29

9

Аня С.

57

18

9

11

20

4

Аня С.

112

40

24

15

31

11

НОРМА

68-170

22-52

12-30

14-35

26-65

6-15

68-170

22-52

12-30

14-35

26-65

6-15

В обобщенном виде анализ данных таблиц представлен в виде диаграммы.

Таким образом, проведенное исследование, направленное на выявление специфики личностного и социального развития сирот в условиях приюта подтвердило выдвинутую гипотезу. Программа по социальной коррекции выявленных особенностей была успешно реализована, что доказано результатами вторичной диагностики.

Делись добром ;)