Специфика социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста

дипломная работа

2.2 Принципы, формы и организация социального обслуживания на дому людей пожилого возраста

С конца 80-х -- начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого |возраста, возникла острая потребность в переходе от прежней системы социального обеспечения к новой -- системе социальной защиты населения.

Социальная защита - это комплекс социально-экономических мер, проводимых государством и направленное на социальное обеспечение нетрудоспособных граждан.

Одним из приоритетных направлений социальной защиты является социальное обслуживание (в том числе социально-медицинское) пожилых людей. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения (службы), предоставляющие услуги пожилым людям. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь [22].

Социальное обслуживание - это предоставление конкретных социальных услуг людям, которые не могут позаботиться о себе и зависят от других для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития [26].

В современной Российской Федерации социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально - экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [32].

Трудная жизненная ситуация - это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств: сиротством, отсутствием работы, определенного места жительства, одиночеством и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание (в том числе социально-медицинское) включает в себя совокупность социальных услуг:

ь уход;

ь организация питания;

ь содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи;

ь помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга;

ь содействие в организации ритуальных услуг и других, которые предоставляются гражданам пожилого возраста в домашних условиях.

Социальная услуга - это услуга, которая предоставляется бесплатно или за ее неполную рыночную цену, т.е. полностью или частично за счет средств общества.

Критерии социального обслуживания:

ь степень сложности и продолжительности социальных услуг;

ь уровень их адекватности социальным потребностям и нуждам разных категорий населения.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста являются: [26].

ь предоставление государственных гарантий;

ь соблюдение прав человека и гражданина;

ь преемственность всех видов социального обслуживания;

ь ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

ь приоритет мер по социальной адаптации;

ь ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц при обеспечении прав граждан пожилого возраста.

Социально-медицинское обслуживание на дому имеет следующие характеристики:

ь адресность - оказание социальных услуг по принципу нуждаемости конкретного пожилого человека;

ь доступность - услуги должны быть максимально приближены территориально к человеку, нуждающемуся в них;

ь добровольность - услуги не могут оказываться вопреки воле гражданина, за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и безопасности пожилых и инвалидов;

ь гуманность - человек в трудной ситуации нуждается в заботливом и внимательном отношении к себе;

ь приоритет предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

ь конфиденциальность - неразглашение тайны клиента, бережное отношение к его чувствам;

ь профилактическая направленность - помощь должна оказываться не только, когда человек попал в трудное положение, но и должна предупредить его.

ь условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» населению предоставляются

Социальное обслуживание людей пожилого возраста и инвалидов может быть:

ь стационарным;

ь полустационарным;

ь нестационарным.

Многие годы система социального обслуживания пожилых граждан была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания. В нее входили дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и частично психоневрологические интернаты.

В решении задачи по созданию условий для реализации личностного потенциала пожилых россиян приоритетное значение в социальном обслуживании людей пожилого возраста придается оказанию социальных услуг в нестационарных условиях. Сложившиеся ранее (до 1986 г.) формы обслуживания одиноких престарелых граждан (помещение в дома-интернаты, помощь со стороны соседей, близких, знакомых) зачастую имеющая случайный, непостоянный характер, не могли удовлетворить возрастающие потребности и требовали дальнейшего совершенствования [8].

К нестационарным формам социального обслуживания относится: социальное обслуживание на дому (в том числе социально-медицинское). Является постоянным или временным и созданы для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них обстановке [31].

Комплексность социального обслуживания, использование технологий

и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях, стали характерными чертами формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста. Все новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально (в организационном и территориальном отношении) приближенные к потребностям пoжилых людей [22].

Нестационарные учреждения предназначены для оказания в определенное время суток услуг и помощи пожилым людям и имеющим проблемы, поскольку оказание услуг на дому уменьшает потребность в стационарных учреждениях.

Помощь на дому направлена на создание условий, обеспечивающих пожилому человеку возможность как можно дольше жить в домашней обстановке [8].

Услуги на дому предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию.

Услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги следующим категориям населения:

ь Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

ь Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

ь Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

ь Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 % прожиточного минимума/установленного для данного региона.

ь Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона.

ь Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются:

ь Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 50 % прожиточный минимум, установленный для данного региона.

ь Всем категориям граждан пожилого возраста и инвалидам при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальный перечень гарантированных социальных услуг. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счета учреждений социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников в размере, определяемом органами социальной защиты населения.

Основным типом нестационарных учреждений являются Центры социального обслуживания на дому (ЦСО), Комплексные центры социального обслуживания на дому (КЦСО), которые включают в себя различные отделения.

В основу деятельности Комплексных Центров Социального Обслуживания положены основные принципы социальной работы:

ь служение клиенту;

ь добровольность;

ь полезность и открытость;

ь конфиденциальность;

ь содействие в самопомощи посредством активизации личностных усилий.

Одним из структурных подразделений КЦСО на дому являются специализированные социально-медицинские отделения по обслуживанию на дому людей пожилого возраста.

Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов предоставляемых услуг отражает стремление отвечать различным потребностям людей пожилого возраста, нуждающимся в уходе. Дальнейшее развитие нестационарных форм социального обслуживания призвано сыграть важнейшую роль в повышении качества жизни пожилых людей.Главной целью создаваемых центров социального обслуживания является оказание максимальной и разносторонней помощи нуждающимся, стремление дать пожилым людям шанс по возможности оставаться дома и только в крайнем случае помещать их в стационар.

2.2 Деятельность специализированного социально - медицинского обслуживания на дому людей пожилого возраста

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому № 6 граждан пожилого возраста и инвалидов является структурным подразделением Комплексного центра социального обслуживания (Приложение 4). Деятельность отделения осуществляется на основании положения о специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (Приложение №5). Предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению. Обслуживание осуществляется социальными работниками и медицинскими работниками, состоящими в штате отделения.

IV. Примерное штатное расписание отделения:

Наименование должности

Общая численность обслуживаемых граждан от 30 до 60 чел.

Норматив численности

Заведующий отделением

1,0

Социальный работник

1,0 на 4 обслуживаемых граждан 2 степени нуждаемости в социальном обслуживании на дому

1,0 на 2 обслуживаемых граждан 3 степени нуждаемости в социальном обслуживании на дому

Медицинский работник

1,0 на 10 обслуживаемых граждан 2 степени нуждаемости в социальном обслуживании на дому

1,0 на 5 обслуживаемых граждан 3 степени нуждаемости в социальном обслуживании на дому

Водитель автомобиля

1,0

Специфика социально-медицинского обслуживания на дому людей пожилого возраста состоит в том, что на отделении находятся:

1.Пожилые люди и инвалиды только 2 и 3 степени нуждаемости.

2. Наличие медицинского работника.

Категория граждан 2 степени нуждаемости

Категория граждан 3 степени нуждаемости

Периодичность посещения социального работника

не менее з-х раз в неделю в течении 2-3 часов у каждого клиента

ежедневно в течении 3-5 часов с предоставлением комплекса услуг каждому клиенту

Периодичность посещения медицинского работника

Не менее 2- 3-х раз в неделю

По согласованию с участковым врачом

Таким образом, с увеличением отведенного времени на каждого клиента, число клиентов на каждого социального работника уменьшается. Общая численность клиентов отделения тоже уменьшается. Это говорит о том , что пожилые люди получают более расширенный спектр услуг, в том числе медицинские услуги.

Зачисление на отделение социально-медицинского обслуживания на дому проводится на основе личного заявления (приложение № 6), медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально бытового обследования, акта об определении степени нуждаемости (приложение № 7) и индивидуальный перечень необходимых услуг клиенту (приложение № 8), и справки о размере получаемой пенсии. Заключается договор на оказание социальных услуг по гарантированному и дополнительному перечню (приложение № 9). Акт об определении степени нуждаемости рассматривается комиссией центра.

Противопоказанием к принятию на обслуживание являются:

ь активная форма туберкулеза;

ь хронический алкоголизм;

ь инфекционные заболевания; венерические заболевания;

ь тяжелые психические расстройства;

Услуги на дому оказываются гражданам пожилого возраста в полном объеме гарантированного государством перечня. При этом не требуется обеспечивать их жилыми помещениями, мебелью, техническими средствами бытового назначения. К перечню гарантированных услуг относятся и дополнительные услуги, оказываемые за плату, независимо от уровня прожиточного минимума(приложение (№1 0).

Контроль над организацией работы отделений, за расходованием финансовых средств, взимание оплаты за социальные услуги, осуществляет администрация центра социального обслуживания населения и управления социальной защиты населения.

К услугам, оказываемым специализированным социально-медицинским отделением относятся;

ь оказание доврачебной медицинской помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;

ь - проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, профилактика пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

ь осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных средств по назначению лечащего врача;

ь оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья);

ь забор материалов для проведения лабораторных исследований;

ь Приготовление пищи и кормление ослабленных больных граждан.

Положительная роль такого отделения заключается в том, что ослабленным больным людям предоставляется большее количество как гарантированных, так и дополнительных услуг и значительно увеличивается время для предоставления всех услуг. Это необходимо, т.к. большинство обслуживаемых пожилых людей нуждаются в помощи.

Главным отличием работы отделений специализированной помощи на дому является то, что на обслуживании находятся тяжелобольные, одинокие пожилые люди и инвалиды. Они не могут себя обслуживать частично или полностью, кто-то из них из них прикован к постели или страдают психическими заболеваниями.

Ещё одним отличием работы специализированного отделения является то, что в штате находятся не только социальные работники, но и медицинские сестры. В соответствии с Положением об отделении специализированной помощи на дому, периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых пожилых людей и инвалидов на дому устанавливается заведующей отделением, по согласованию с медсестрой отделения, оказывающей этим людям помощь. Она составляет не реже 3-5 раз в неделю для социальных работников с нормой обслуживания - 5 человек. Медицинские работники имеют норму- 10 человек, периодичность их посещений устанавливается по согласованию с участковым врачом, обычно от 2 до 5 - раз в неделю. В работе очень важно, чтобы между социальным работником и медиком было взаимопонимание и взаимовыручка.

В январе 2009 года на базе КЦСО в специализированном социально-медицинском отделении, с целью изучения потребности в социально-медицинском обслуживании на дому людей пожилого возраста мною было проведено анкетирование. (Приложение №11)

Было опрошено 25 человек (50 % от числа всех обслуживающихся на отделении). В результате проведённого анкетирования получены следующие результаты:

Таблица № 1.

Хар - ки выборки

Распределение характеристик

пол

мужской

женский

3 чел - 12 %

22 чел - 88 %

возраст

60 -70 лет

70 - 80 лет

80 - 90 лет

8 чел - 32%

11 чел - 44%

6 чел -24 %

Вывод: Таким образам, среди опрошенных людей пожилого возраста, большинство обслуживаемых на дому социально - медицинским отделением - женщины. Возраст, которых составляет от 70 - 80 лет.

Семейное положение респондентов и их уровень дохода, представлены в таблице №2.

Семейное положение

одинокопроживающие

Проживающие с детьми

23 чел - 92 %

2 чел - 8 %

Уровень доходов

Меньше прожиточного минимума

На уровне прожиточного минимума

Выше прожиточного минимума

6 чел - 24 %

5 чел - 20 %

14 чел - 56 %

Оценка своего здоровья отражена в следующей таблице № 3.

Таблица № 3.

Как вы сами оцениваете свое здоровье

Удовлетворительное

Плохое

Очень плохое

2 чел - 8 %

15 чел - 60%

8 чел - 32 %

Группа инвалидности

1 группа

2 группа

не имеющие группу

9 чел - 36 %

15 чел - 60%

1 чел - 4%

Способность к

самообслуживанию

Способен полностью

Способен частично

Способность утрачена

0 чел

14 чел - 56 %

11 чел - 44 %

Таким образом, следует отметить, что степень способности к самообслуживанию у большей части респондентов частично сохранена (56 %); не способны себя обслуживать, и нуждаются в повседневной посторонней помощи 44 %. Выявление подобных групп и оказание им необходимой помощи занимает важное место в практике работы отделения социально-медицинского обслуживания.

Таблица № 4.

Что вас заставило обратиться за помощью в КЦСО

Состояние здоровья

Отдельное проживание с родственниками

Нежелание жить с детьми

Тяжелая жизненная ситуация

12 чел - 48%

7 чел - 28%

5 чел - 20%

1чел - 4%

Вывод: Одной из главных причин, которая заставила пожилых людей обратиться за помощью в отделение социально-медицинского обслуживания - это плохое состояние здоровья.

Формы и частота общения респондентов с родственниками отражены в таблице № 5.

Таблица № 5

Частота общения с детьми, внуками

ежедневно

изредка

регулярно

Не общаюсь

нет детей

0 чел

7чел -28%

5 чел- 20%

3 чел-12%

10чел-40%

Формы общения

По телефону

По переписке

Приезжают в гости

Не общаются

13 чел - 52%

5 чел - 20 %

4 чел - 16 %

3 чел - 12 %

Вывод: Большинство респондентов не имеют детей или не общаются, следовательно, помощь получить со стороны близких родственников не могут. 28 % пожилых людей общаютсяизредка в основном по телефону, или по переписке, из этого можно сделать вывод, что дети и родственники не могут или не хотят содержать своих родителей.

Подавляющее большинство опрошенных узнали о возможности получения услуг социального работника от сотрудников учреждения, значительно меньше респондентов указали, что от медицинских работников. Данные приведены в таблице № 6.

Таблица № 6.

Каким образом вы стали клиентом соц-мед обслуживания

Рекомендация

Медицинских работников

родственников

Друзей, соседей

знакомых

Сотрудники учреждения (КЦСО)

4 чел-16 %

3 чел-12 %

8 чел-32 %

10 чел-40 %

На вопрос № 9. « В услугах кого вы больше всего нуждаетесь?». Социального работника или медицинского работника. Респонденты указывали несколько вариантов ответов. Почти одинаковое число участников опроса ответили, что потребности испытывают в услугах как социального работника (52 %), так и медицинского работника (64 %).

На вопрос № 12. «Как Вы думаете социально- медицинское обслуживание на дому» это: необходимо, не нужно или уход за пожилыми людьми - это забота близких родственников, большинство респондентов ответили, что необходимо (92%).

Таблица № 7.

Какие услуги хотели

вы получать в КЦСО

Те, которые предлагает центр

Услуги, соответствующие индивидуальным потребностям пожилого человека

9 чел - 36 %

16 чел - 64 %

Вывод: Подавляющее большинство опрошенных хотели бы получать услуги соответствующие их индивидуальным потребностям.

На вопрос № 11. « Чтобы повлияло на качество обслуживания?». Больше половины респондентов ответили, что расширение спектра услуг (52%), и такое же количество опрошенных считает, что в штат отделения нужно ввести таких специалистов как психолог и реабилитолог.

На вопрос № 13. « Что Вам дает общение с работниками социальной службы» (КЦСО). Наибольшее число участников опроса (18 человек или 72 %) ответили, что с социальными работниками они не чувствуют себя одинокими и заброшенными. С ними можно поговорить по душам. На их помощь и поддержку всегда можно рассчитывать.

На вопрос № 15. «Если бы Вам предложили выбор: путевка в дом - интернат или социально-медицинское обслуживание на дому чтобы Вы выбрали?».

76 % респондентов ответили, что выбрали бы социальное обслуживание на дому. Это говорит о том, что пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая дома, они нуждаются в помощи и периодических социально- медицинских услугах.

Таким образом, исходя из результатов опроса по выявлению мнения пожилых людей о потребности в социально - медицинском обслуживании, можно составить следующие выводы:

Среди респондентов в основном одинокопроживающие женщины преклонного возраста. Следует отметить, что степень способности к самообслуживанию у большей части респондентов частично сохранена, не способны себя обслуживать, и нуждаются в повседневной посторонней помощи 44 %. Нередко определяющим становится способность самостоятельно передвигаться. Выявление подобных групп и оказание им необходимой помощи занимает важное место в практике работы отделения социально-медицинского обслуживания. Одной из главных причин, которая заставила пожилых людей обратиться за помощью в отделение социально-медицинского обслуживания - это плохое состояние здоровья или отдаленное проживание от детей. Старые люди общаются с ними по телефону или по переписке и встречаются с ними, когда те приезжают к ним в гости. Они предпочитают такие формы контакта вместо совместного проживания с взрослыми детьми и считают их наиболее благоприятными для поддержания хороших семейных отношений. Многие респонденты не имеют детей или не общаются, следовательно, помощь получить со стороны близких родственников не могут. Из этого можно сделать вывод, что дети и родственники не могут или не хотят содержать своих родителей.Пожилые люди узнают о возможности получения социально-медицинских услуг от сотрудников учреждения (КЦСО), знакомых, соседей и реже от медицинских работников. Потребности испытывают в услугах, как социального работника, так и медицинского работника и хотели бы получать услуги соответствующие их индивидуальным потребностям. В целом они удовлетворены социально - медицинским обслуживанием на дому, имеют доверие к социальным и медицинским работникам, ценят их работу и считают, что это необходимо. Также пожилые люди считают, что в штате отделения нужно иметь психолога и реабилитолога. При наличии выбора между домом - интернатом и социально-медицинским обслуживанием на дому подавляющее большинство говорили, что выбрали бы социально-медицинское обслуживание на дому.

Делись добром ;)