Средний класс в России: критерии, оценка

курсовая работа

1.1 Подходы к определению «среднего класса»

В данной работе я попыталась проанализировать, что представляет собой современный средний класс, каковы его функции и состав, экономическая роль и идеология, в чем состоит особенность для российского общества, каковы перспективы его формирования и развития в России.

Для того чтобы раскрыть проблему среднего класса в России, целесообразно сначала дать определение самому термину и проследить процесс его формирования.

История учений о классовом устройстве государства прошла длительный путь, в процессе которого утопические и частные взгляды на причины возникновения классов были заменены на общевоспроизводственные, основанные на анализе организующей роли отношений собственности и стоимости в процессе реализации экономических преимуществ общественного разделения и кооперации труда.

Анализируя мнения социологов и исследователей об определении понятия «средний класс», отчетливо видно, что оно трактуется неоднозначно.

Исторически термин «средний класс» возник довольно давно. Им стали обозначать совокупность общественных групп, занимающих промежуточное положение между крайними общественными классами. Так, К.Маркс писал о среднем классе современного ему капиталистического общества как «о многочисленном классе крестьян и ремесленников, которые почти в равной мере зависят от своей собственности и от своего труда». В IV томе «Капитала» Маркс признавал, что с развитием капиталистического производства происходит «постоянное увеличение средних классов, стоящих между рабочими, с одной стороны, капиталистами и земельными собственниками, с другой. В появлении среднего класса Маркс и Энгельс увидели антиреволюционную силу, образующую буфер между крупными капиталистами и рабочим движением [1, с.118].

На рубеже XIX и XX веков Э.Бернштейн новым средним классом назвал служащих. В свою очередь в эссе «Восстание масс» (1930 г.) Ортега-и-Гассет описывает появление среднего человека, человека-массы, занявшего место бывшего меньшинства, его психологию, его мироощущение. По его мнению, средний человек - это тот стержень, вокруг которого вращается история. Ортега считал, что этому типу свойственны духовная ограниченность, ущербность и крайнее самодовольство.

По мнению Л.Н.Мамаевой, длительное время базисные отношения как основа социально-экономической структуры общества анализировались обособленно, в результате чего возник конфликт между марксистской формационной и другими историческими школами экономического анализа, опирающимися только на технологическое и профессиональное разделение труда. В данном контексте этот конфликт может быть разрешен на основе общего информационного подхода, который рассматривает отношения собственности и стоимости как единые координаты деятельности человека в условиях широкого разделения труда. В этом случае Л.Н.Мамаева определяет классы как исторически устойчивые социально-экономические группы лиц, определяемые на основе качественно-количественных характеристик объектов прав частной собственности, реализуемых в процессе профессионально-квалифицированных форм трудовой деятельности.

В рамках каждого общества она выделяет ведущие классы, а также средний класс, который исторически принадлежит особой социально-экономической структуре, обеспечивающей переход от одного способа производства к другому.

На основе этого средний класс формируется как некоторая широкая общность людей за счет разложения ведущих классов общества на основе освоения ими некоторых новых форм организации труда и служит основой для дальнейшей дифференциации по некоторым новым принципам разделения и кооперации труда, соответствующим качественно новой материально-технической базе производства.

Согласно Л.Н.Мамаевой, в современном обществе совокупность форм организации труда, обеспечивающих эффективную реализацию процесса автоматизации производства на базе уже имеющейся профессионально-квалификационной структуры общества, образует новый способ развития личного фактора производства, который называется «человеческий капитал».

В связи с этим Л.Н.Мамаева утверждает, что именно обладание человеческим капиталом и его использование в процессе индивидуального материального воспроизводства становится основным условием принадлежности современного труженика к среднему классу.

В современное время средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Подводя итог данного параграфа можно сделать вывод о том, что в общем и целом средний класс представляет собой социальное образование, обладающее признаками, характеризующими его материальные ресурсы, культурный капитал и социальный статус.

Делись добром ;)