Гендерные стереотипы как фактор формирования вертикальной гендерной сегрегации

курсовая работа

Введение

Проблема гендерной асимметрии относится к числу сложных, недостаточно изученных и не потерявших свою актуальность. Ее актуальность связана с тем, что одно из базовых для общества социальных неравенств сегодня переживает стремительную трансформацию, которая сказывается и на статусно-ролевой дистрибуции общества в целом. Классические образцы поло-ролевого разделения труда, детерминированного гендерными стереотипами, сегодня деформируются. Но сама трансформация не завершена. Соответственно, на структуру гендерных отношений одновременно действуют и прежние (патриархальные) нормы и вновь возникающие социальные связи и стратегии. Результатом этого процесса на макросоциальном уровне является гендерная асимметрия. Гендерная асимметрия - это нарушение согласованности, соразмерности в социальных взаимных отношениях мужчин и женщин. Данное явление охватывает всю совокупность отношений и сферы жизнедеятельности общества.

Асимметричность положения женщин в трудовой и производственной сфере многолика. Одной из основных причин этого явления служит сосуществование в одном социальном пространстве и, соответственно, в одном сознании гендерных стереотипов различной природы, противоречащих друг другу. Идеи женского равноправия накладываются на патриархальные нормы, господствующие в приватной жизни. Соответственно, статусно-ролевые позиции женщины оказываются более уязвимыми.

Гендерная асимметрия наиболее ярко проявляется в трудовой и производственной сфере, поскольку профессиональная ориентация часто определяется полом человека.

В традиционном обществе гендерные отношения базировались на экономическом, социальном и политическом доминировании мужчины. Это вело к монополизации ими функций управления. До 1970 года основным методологическим подходом к объяснению причин гендерной стратификации был биологический подход, тезисы которого выводились из врожденных качеств человека: мужчина не мог выкормить ребенка грудью, женщина не могла заниматься физическим трудом наравне с мужчиной [13, 136 - 137].

Индустриализация изменила ситуацию, однако, распространение биологической основы для интерпретации разделения труда по половому признаку привела к такому явлению как стереотипизация, то есть разделение на «женские» и «мужские» профессии и должности - вертикальная и горизонтальная сегрегация труда. Здесь стоит привести данные проведенных исследований. Так в статье Елены Вовк «Женские» профессии [2, 73] на фоне «мужских» приведены данные общероссийского опроса населения, проведенного 26-27 февраля 2005 года Фондом «Общественное мнение». Данные опроса показывают, что большинство респондентов склоняются к утверждению о том, что мужчины и женщины изначально отличаются друг от друга по своим задаткам, способностям и врожденным качествам. При этом женщины, по мнению респондентов, более способны к воспитанию детей и педагогике, так ответили 20% респондентов, к домохозяйству (15%) и медицине (9%). А мужчины - к профессиям, требующим физических усилий (23%), техническим специальностям (10%).

Исследований на эту тему проводится все больше и больше, однако, в современном мире очень мало внимания уделяется проблеме гендерной сегрегации труда в отношении мужчин. Существует такой общественный стереотип, что мужчина обладает большей физической силой, нежели женщина, отсюда тот факт, что всей физической работой занимаются исключительно мужчины.

Ситуация в мире меняется очень быстро. Изучение стереотипов в их динамике становятся одним из необходимых инструментов при исследовании социальных процессов. Особенно важно учитывать этот подход в изучении социального и экономического положения населения страны.

Объектом

Объект, предмет

Целью курсовой работы является рассмотрение гендерных стереотипов как факторов формирования гендерной вертикальной сегрегации.

Задачи курсовой работы следующие:

1. Раскрыть сущность понятия «гендерный стереотип»;

2. Дать характеристику вертикальной сегрегации;

3. Описать механизмы формирования вертикальной сегрегации;

4. Выявить причины вертикальной сегрегации;

5. Определить стереотипы, влияющие на существование вертикальной гендерной сегрегации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав (четырех параграфов) и заключения. Общий объем - 22 страницы. Список литературы включает 14 источников.

Степень разработанности проблемы. В данной работе процессы трудовой мобильности рассматриваются с позиций особенностей гендерного трудового поведения. Причины и проявления подобных особенностей анализируются в работах таких авторов как Дж. Алтонджи, С. Ашвин, М.Е. Баскакова, Ф. Блау, Э. Кесслер-Хэррис, Е.Б. Мезенцева, И.Н. Тартаковская, Л.С. Ржаницына, С. Ю. Рощин, З.А. Хоткина, С.В. Ярошенко и других. Важным аспектом курсовой работы является анализ влияния трудовой мобильности на такие проявления гендерного неравенства как различия в заработной плате мужчин и женщин и сегрегация. Теоретической и методологической основой в данном случае стали работы Р. Анхера, А. Беллер, Ф. Вейскофф, П. Ингланд, И.М. Козиной, К. Оглобина, С. Полачека, К. Хаким, Шт. Юрайды и других. Несмотря на то, что все исследователи процессов трудовых перемещений обнаруживают существенные гендерные различия в масштабах мобильности, тема гендерных особенностей трудовой мобильности не относится к числу широко освещенных в отечественной и зарубежной литературе. В той или иной мере она затрагивается в работах В. Вольф, О. Лайт, П. Лопрест, Р. Розенфельд, Г.Г. Силласте и М. Уреты. Тем не менее, исследований, в которых бы комплексно рассматривались причины и последствия гендерных особенностей трудовой мобильности, на настоящий момент не существует.

Делись добром ;)