Глава 3. Анализ данных
Прямое распределение.
Было опрошено 25 студентов очной формы обучения. Рассмотрим, как ответили студенты на заданные вопросы и наиболее важные вопросы отразим в наглядных диаграммах.
На вопрос, что "студенты могут сказать о своей профессии", получены следующие ответы:
40% я интересовался профессией, она соответствует моим способностям, выбор был обдуман;
24% профессия для меня не главное, важно иметь диплом о высшем образование;
16% главное - я знаю, что найду работу сразу после вуз пусть и с невысокой оплатой труда;
12% профессия для меня не главное, важна оплата труда, которую я буду получать;
8% я интересовался профессией до поступления в вуз, много читал и сознательно выбрал её.
Отсюда следует, что большинство студентов выбирает специальность по своим способностям, 24% студентов (довольно много!) интересует диплом о в/о, 16% главное трудоустройство сразу после университета.12% отмечают, что для них главное оплата труда, а не специальность.
На вопрос, "почему студенты выбрали очную форму обучения", получены следующие ответы:
Большинство, 64% студентов, выбрали вариант: "есть возможность полностью посвятить себя обучению и получить качественные знания"; Варианты "это был выбор моих родителей"; "я не самостоятельный, не способен к самообразованию/ самоорганизации" по 12 %.
12% выбрали вариант "другое".
Таким образом, большинство студентов (64%) выбрали очную форму обучения сознательно и хотят получить качественные знания. Студенты, которые выбрали вариант "другое", отметили:
1) что эта форма обучения самая эффективная;
2) что нет заочной формы по их специальности;
3) чтобы провести студенческую жизнь весело.
На вопрос, "какая основная причина поступления в вуз", студенты ответили так:
56% желание получить знания, профессию
36% получить диплом
4% найти друзей, знакомых
4% другой
Как видно на диаграмме, большинство студентов (56%) поступили в вуз, чтобы получить профессию и знания. Однако на втором месте (36%), студенты, которым нужен только диплом. Чтобы найти друзей 4% студентов, и вариант "другое" отметили также 4%, написав, что "так веселее", т.е. рассматривают вуз только для "студенческой жизни".
На вопрос, "что для Вас наиболее значимо в учебном процессе", студенты ответили следующим образом:
32% чтобы было интересно
28% чтобы знания были необходимы для работы
28% чтобы знания способствовали самореализации
12% чтобы знания способствовали творческому развитию
Таким образом, большинству студентов (32%) наиболее значимо в обучение, чтобы было интересно. Одинаковому количеству студентов (по 28%) важно как практическое применение знания, т.е. для работы, так и чтобы знания способствовали их самореализации. Знания, способствующие творческому развитию у студентов на последнем месте - всего 12%.
Студентам был задан вопрос по поводу оценок, "что больше нравится":
56% зачёт/незачёт, т.к. уравнивает студентов
16% дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть возможность оценить свой уровень знаний
16% мне всё равно
12% дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть стимул получить высокую оценку
Отсюда следует, что большинство студентов (56%) предпочитает получить "зачёт/незачёт", чем реальную оценку знаний. Всего 16% рассматривают дифференцированную оценку как "возможность оценить уровень знаний", а для 12% оценка является стимулом. И 16% безразлично по какой системе их оценивают.
У студентов поинтересовались, "занимаются ли самообразование", вот результаты:
64% иногда
24% никогда
12% почти всегда
Очевидно, что очень мало студентов (только 12%) находят желание и время "почти всегда" заниматься самообразованием. Однако, большинство студентов (64%) отметили "иногда", что показывает положительную динамику, возможность перейти в группу "почти всегда" при желании и волевых усилиях. Достаточно большой процент студентов (24%) не занимаются самообразованием.
Чтобы более точно определить, нужно ли стимулировать, "подстёгивать" студентов для обучения, было предложено "выбрать наиболее подходящее им утверждение":
44% лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически подстёгивают
32% у меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминаний
20% я осознаю, что учусь "для кого-то", только под чьим-то контролем (родители, преподаватели)
4% я самостоятельно изучаю рад предметов, которые необходимы для будущей специальности
Итак, большинство студентов (44%) признаются, что их периодически необходимо "подстёгивать". Чуть меньше (32%) наоборот отмечают, что могут учиться "без напоминаний". 20% студентов отдают себе отчёт, что "учатся для кого-то (родители, преподаватели)".4% настолько самостоятельны, что ряд предметов изучают самостоятельно.
Ответы студентов на вопрос, "какие стимулы в обучение для них наиболее значимы", отразим в наглядной диаграмме:
Из диаграммы сделаем краткий вывод:
На первом месте по важности для студентов - материальное поощрение, это отметили большинство студентов (64% -"важно", и 12% "скорее важно, чем нет").
На втором месте, возможность применить знания на практике (в будущей работе), 56% отметили "важно" и 16% "скорее важно, чем нет".
На третьем месте, для студентов понимание полезности выполняемой работы (44% выбрали "важно", 28% "скорее важно, чем нет").
На чётвёртом месте, для большинства студентов (40% - "важно", 16% - "скорее важно, чем нет") это возможность сдавать экзамены в упрощённой форме.
"Не важно" для большинства студентов (по 36%) и "скорее не важно" (по 20%) это возможность участвовать в олимпиадах и в творческой деятельности.
Студенты отметили, "какие стимулы существуют, по их мнению, в университете":
56% Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование)
48% Возможность применить знания на практике (в будущей работе)
48% Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме ("автомат")
44% Использование дифференцированной оценки
28% Возможность участвовать в творческой деятельности (в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе)
20% Возможность участвовать в олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах
20% Даёт возможность для самообразования
16% Индивидуализация заданий
12% Понимать полезность выполняемой работы
Можно сделать вывод, что значимые для студентов стимулы и существующие в университете совпадают.
Студенты оценили, "какая организация учебного процесса им больше нравится":
40% только работа на лекциях, семинарах
36% основное - работа на лекциях, семинарах, а дополнительно - самообразование
16% только самообразование
8% основное - самообразование, а дополнительно - работа на лекциях, семинарах
Следовательно, большинство студентов (40%) не хотят работать самостоятельно и заниматься самообразованием. Чуть меньше - 36% студентов предпочитают основное изучать на лекциях, а самообразование как дополнительное.16% студентов готовы заниматься самообразованием. А 8% рассматривают работу на лекциях и семинарах лишь как дополнительную, а основное-самообразование.
Студенты ответили следующим образом, на вопрос "является ли стипендия стимулом для обучения":
68% да является, т.к. студент будет стремиться учиться лучше
20% нет, не является, т.к. если студент не хочет учиться - его не заставишь
12% нет, не является, т.к. очень маленькая по размеру
Таким образом, это подтверждает что основной стимул для студентов - это материальный, 68% студентов рассматривают стипендию как стимул, чтобы лучше учиться. 20% - считают, что "если студент не хочет учиться - его не заставишь".12% отметили, что стипендия
Чтобы оценить, что является стимулом, студентам было предложено "выбрать наиболее подходящее им утверждение":
36% если предмет неинтересный, Но знания необходимы для будущей работы, я буду хорошо готовиться
32% если предмет неинтересный, Но возможно получить "автомат", то я буду прилежно учиться
28% если предмет неинтересный, я не смогу себя заставить заниматься
Отсюда следует, что ради того, чтобы быть компетентным, обладать нужными знаниями большинство студентов 36% готовы изучать неинтересный им предмет. Чуть меньше - 32% студентов, ради "автомата" готовы учить неинтересны предмет.28% студентов не смогут заставить себя учить неинтересный предмет.
Студенты ответили на вопрос "нужно ли предоставлять возможность сдавать экзамены в упрощённой форме ("автомат")", следующим образом:
68% да, это будет стимул заниматься усерднее в течение семестра
20% нет, студенты должны сдавать всё на равных условиях
12% да, но только за особые заслуги (участие в олимпиадах, конференциях и др.)
Таким образом, большинство студентов (68%) возможность получить "автомат" является стимулом, чтобы усердно заниматься в течение семестра. Только 20% не считают нужным предоставлять студенту возможность сдавать экзамены в упрощённой форме, только на равных условиях для всех. И 12% студентов, рассматривают такую возможность только как привилегию за особые заслуги, такие как участие на конференциях, олимпиадах.
Студенты попробовали "оцените роль преподавателя в стимулирование их обучения":
48% очень важна, т.к. преподаватель-источник знаний
32% нет, не важна, главное желание студента
20% одинаково важно и роль преподавателя и самообразование студента.
Таким образом, большинство студентов 48%, возлагают на преподавателя стимулирование обучения. А 32% студентов отмечают, что главное желание студента. И 20% студентов отмечают, что важно одинаково и стимулирование преподавателя и желание студента.
На вопрос, "достаточно ли стимулируют для обучения", студенты ответили следующим образом:
44% скорее нет
28% да, достаточно, т.е. есть все условия, чтобы я учился
16% скорее да
12% нет, не достаточно, т.к. не вызывают желание обучаться
Отсюда следует, что большинство студентов (44% "скорее нет" и 12% "нет, не достаточно") считают, что их недостаточно стимулируют. А 28% студентов довольны, и отметили, что "да, достаточно".
Студенты ответили на вопрос, "что их стимулирует или могло бы побудить к обучению", так:
40% если мне интересно
36% если я уверен, что знания необходимы для работы
16% если знания способствуют самореализации
8% если знания способствуют творческому развитию
Таким образом, большинству студентов (40%) главное, чтобы было интересно. А 36% студентов отмечают, что их стимулирует, если знания необходимы для работы.16% студентов стимулирует, если знания способствуют самореализации. Для 8% главный стимул, если знания способствуют творческому развитию.
Студенту было предложено "вспомнить случай, когда дисциплина не нравилась, но в силу каких-либо стимулов предмет их заинтересовал", вот что получилось:
52% нет, не было, но я допускаю, что может быть
40% да, но так редко бывает
8% нет, такого никогда не было и не будет
Следовательно, большинство студентов (52%) допускают, что стимул может поменять отношение к предмету.40% испытали это на себе.8% не предполагают что такое возможно. Вариант, что "да, у меня часто так бывает" не выбрал ни один студент.
Студентам была "смоделирована" ситуация, что "если они уверены, что знания по дисциплине необходимы для работы…", получили следующие результаты:
36% я буду больше заниматься, тщательней готовиться к семинарам, стараться иметь высокую оценку
24% займусь самообразованием, буду изучать, то, что считаю нужным, а оценка мне не важна
20% я буду больше времени уделять, читать дополнительную литературу, и иметь высокую оценку
20% я буду относиться также как и ко всем дисциплинам, и иметь оценку "как получится"
Отсюда следует, большинство студентов начнут тщательней готовиться, однако 36% будут стараться высокую оценку, а для 24% оценка не важна при этом. Ни один студент не выбрал вариант "я не буду особо относиться к предмету и на оценку мне всё равно".
Студенты оценили саму возможность "стимулировать обучение (вызвать желание получить знания)" следующим образом:
40% скорее да, т.к. к каждому можно найти подход
32% однозначно да, любого можно заинтересовать
16% скорее нет, ведь всё зависит от желания человека
12% однозначно нет, т.к. если человек не захочет его никто не заставит
Таким образом, большинство студентов склонны, что стимулировать обучении возможно (40% - "скорее да" и 32% "однозначно да").
Студенты ответили на вопрос "зачем им диплом о высшем образование (в/о)":
52% диплом о в/о необходим, чтобы получить хорошую работу
32% в наше время обязательно иметь диплом о в/о, чтобы занять желаемое положение в обществе
16% люди с дипломом о в/о получают заработную плату выше, поэтому он необходим
Следовательно, большинство студентов (52%) видят в дипломе гарант хорошей работы.32% - как средство достижения положения в обществе.16% отмечают, что диплом гарантирует более высокую заработную плату.
На вопрос, "важно ли какие оценки в дипломе", студенты ответили так:
36% скорее важно, т.к. положительные оценки характеризуют меня как ответственного
32% мне важно, т.к. положительные оценки показывают, что у меня хорошие знания
24% скорее не важно, т.к. это формальность, а истинных знаний не показывает
8% не важно, т.к. никто их не смотрит
Таким образом, для большинства студентов (36%) оценки характеризуют их как ответственных, а 32% рассматривают оценки как показатель знаний. 24% - оценки - формальность, не отражающая знания.
В опросе приняли участие 76% девушек и 24% юношей. Из них 60% обучаются на платной основе и 40% на бюджетной.
Аналитическое распределение.
Проведём сравнительный анализ. В соответствие с целью и задачами исследования. А также подтвердим или опровергнем выдвинутые гипотезы. Итак, проблема данного социологического исследования, это эффективность стимулирования учебного процесса.
В соответствие с целью исследования, которая звучала, как стимулы и их эффективность, сопоставим ответы студентов на вопросы "какие стимулы для них значимы" и "какие стимулы существуют в университете".
Студенты отметили, "какие стимулы существуют, по их мнению, в университете" (за общее число берутся те, кто ответили "важно" или "скорее важно, чем нет"):
56% Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование) и это значимо для 76% студентов;
48% Возможность применить знания на практике (в будущей работе), это как значимый стимул отметили 72% опрошенных;
48% Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме ("автомат") - значимо для 56% студентов.
12% Понимать полезность выполняемой работы (значимо 72% студентов).
Таким образом, в целом в университете существуют стимулы которые значимы, но их не достаточно, по мнению студентов, особенно большой разрыв между существующим и значимым - это "понимание полезности выполняемой работы". Отметили, что существует только 12%. В то время как это значимо для 72%.
Как мы заметили на первом месте у студентов по значимости и по существованию - это такой стимул, как "поощрение за успехи в учёбе", мы рассматриваем материальное поощрение. Давайте рассмотрим как студенты ответили на вопрос "является ли стипендия стимулом". И так, из тех, кто отметил значимость поощрения в учёбе (это 76%), на вопрос ответили так:
68,75% отмечают стипендию как стимул (из них 54,54% - на платной основе; 45,45% - на бюджетной);
18,75% - нет, т.к. стипендия маленькая по размеру (из них 12,5% -бюджетники, 6,25% -платники);
12,5% - не рассматривают стимулом, т.к. ничто не заставит, если студент не хочет учиться (по 6,25%, как студенты платной, так и бюджетной основы обучения). Таким образом, стипендию можно рассматривать как стимул и материальное поощрение. Это отмечают даже больше "студенты - платники".
В соответствие задачами, "выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентов для обучения" и "определить наиболее эффективные, по мнению студентов" рассмотрим ответы студентов на следующее вопросы:
"что для них наиболее значимо в учебном процессе", "какая организация учебного процесса им больше нравится" и как студенты видят "роль преподавателя в стимулирование обучения".
Итак, мы видим, что "собирательный" способ организации учебного процесса, который бы стимулировал студентов выглядит так:
В первую очередь должно быть интересно (32%) и знания были необходимы для работы (28%). Однако большинство студентов предпочитают достичь этого занимаясь только на лекциях (40%), другая часть согласна всё же дополнительно заниматься самообразованием (36%). Следовательно, большинство студентов (40%) не хотят работать самостоятельно и заниматься самообразованием. Хотя большинство студентов (48%) оценивают роль преподавателя как "очень важна, т.к. преподаватель-источник знаний", в то время как 32% выбрали вариант "нет, не важна, главное желание студента". Отсюда следует, что универсального стимулирующего способа организации учебного процесса нет, однако совершенно точно можно сказать, что большинство студентов отметили, что главное интересно и с практическими знаниями.
Чтобы выявить отношение студентов к стимулированию их обучения - что было ещё одной задачей следования - проанализируем вопросы: "возможно ли стимулировать обучение" и "достаточно ли их стимулируют для обучения". Вот полученные результаты:
Большинство студентов склонны, что стимулировать обучении возможно (40% - "скорее да" и 32% "однозначно да"). Хотя 56% ("скорее нет" - 44% и "нет, не достаточно" - 12%) считают, что их стимулируют недостаточно. Отсюда следует, что стимулировать возможно, - это отметили 72%, но можно с уверенностью сказать, что существующие на данный момент стимулы не эффективны.
Выдвинутая гипотеза, что "эффективный способ стимулировать обучение студентов - это показать, что знания необходимы для работы по специальности". Проанализировав ответы студентов, модно сказать, что гипотеза полностью подтвердилась. Чтобы быть компетентным, обладать нужными знаниями большинство студентов 36% готовы изучать неинтересный им предмет. А также "если студенты уверены, что знания по дисциплине необходимы для работы", то (70%) большинство студентов начнут тщательней готовиться. Ни один студент не выбрал вариант "я не буду особо относиться к предмету и на оценку мне всё равно".
Можно сделать вывод, что студентам очень важно, что знания были необходимы для работы, то есть имели практическую направленность. Это стимулирует студентов серьёзней относится к дисциплине.
Гипотеза, что "дифференцированная оценка знаний учащихся стимулирует их для обучения" не подтвердилась. Большинство студентов (56%) предпочитает получить "зачёт/незачёт", чем реальную оценку знаний. Всего 16% рассматривают дифференцированную оценку как "возможность оценить уровень знаний", а для 12% оценка является стимулом. И 16% безразлично по какой системе их оценивают.
Выдвинутая гипотеза, что "возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме стимулирует прилежное (старательное) обучение студентов в течение семестра" подтвердилась не полностью. Только на чётвёртом месте по значимости это стимул для студентов (40% - "важно", 16% - "скорее важно, чем нет"). И всего 32% студентов, ради "автомата" готовы учить неинтересны предмет. Таким образом, интерес и практика куда важнее для студентов чем "облегчённый экзамен", можно предположить, что всё-таки знания студенты ценят выше, чем "цифру в зачётке".
- Общие закономерности учебного процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- 3. Анализ эффективности использования мультимедиа в учебном процессе
- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса
- Потребности. Мотивы. Стимулы
- 2.5. Оценка эффективности компьютеризации учебного процесса
- 74. Взаимосвязь мотивов и стимулов в процессе мотивации трудовой деятельности.
- Мотивация: Финансовые стимулы