Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

курсовая работа

1.2 Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности развития категории детей из домов ребенка активно изучались зарубежными (Л. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р. Липтон и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина. М. И. Лисина. С. И. Мещерякова и др.) исследователями - психологами.

Дети-сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребенок остался без родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствия сиротства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько групп:

- дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3 -4 лет);

- дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;

- беспризорные дети - это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать последствий родительской депривации.

Современная ситуация свидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общего количества детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на все трудности, сопровождающие их сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане они находятся в несколько более выгодном положении, зная, что их родители умерли, и, осознавая, что их никто не бросал, просто так сложилось обстоятельства. К тому же у многих детей-сирот есть родственники, которые навещают их в детских домах, устанавливают попечительство над ними или берут на воспитание в свою семью, проявляя заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни эти дети проводят с матерью, а значит, на них меньше сказывается последствия ранней разлуки с ней.

Анализ развития детей-социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90 %) свидетельствует о том, что непринятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. По свидетельству психологов, у ребенка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность, завистливость; дети - сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении; у флегматиков развиваются нерешительность, робость боязливость. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Как правило, такие дети поступают в детский дом из алкогольных семей. Всем им свойственна устойчивая привычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других людей правду об алкоголизме родителей, их ссорах, оскорблениях и побоях. В то же время эти дети склонны в своем повелении, подражать дурному примеру своих родителей.

В условиях продолжающейся социально-экономической и политической нестабильности продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. В России около 2 миллионов беспризорных детей, причем 95 % этих детей - сироты при живых родителях. «Социальное сиротство» приобретает все более широкие масштабы из-за прогрессирующих тенденции разрушения нравственных устоев семьи, разительной бездуховности, пьянства и аморального образа жизни, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей. Социально-экономический кризис, послереформная безработица, беженцы, мигранты породили новую волну детей-сирот, беженцев, бродяг.

Сегодня дети, оказавшиеся в трудной ситуации вследствие потери семьи, - это жертвы национальных конфликтов, стихийных бедствий, вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, дети рынка, дети - инвалиды.

По данным Министерства образования РФ по состоянию на 01.12.2002 года Василькова Е. В., Рындина Е. Н., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003. - с. 8.:

Год

1998

1999

2000

2001

Число

выявленных детей,

оставшихся без

попечения

родителей

105534

110930

113913

123204

Чисто детей,

устроенных в государственные

учреждения

30734

33952

34937

384000

Число детей,

оставшихся неустроенными

7535

9474

9486

114000

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка «...ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь государства. Государство обеспечивает уход за ребенком».

Решение дальнейшей судьбы детей-сирот осуществляется путем передачи их в семьи: под опеку или попечительство либо на усыновление, а так же в государственные учреждения.

Поэтому именно педагогам государственных учреждений для детей-сирот приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.

Чтобы понять специфику подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни, необходимо, прежде всего, выявить роль семьи в этой подготовке, понять, чего лишен ребенок вне семьи, и могут ли государственные организации, взявшие на себя ответственность за этого ребенка, заменить это влияние.

По данным исследований, дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые сопровождают развитие ребенка на всех возрастных стадиях от младенчества до взрослой жизни.

Делись добром ;)