logo
Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних

1.2 Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России

Главными факторами детской безнадзорности является нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. Безнадзорность - это следствие обострения социально - демографических процессов, то есть увеличение старения населения, уменьшение рождаемости, увеличение внебрачной рождаемости и количества нездоровых и "отказных" детей. Количества социальных сирот и родителей, лишенных родительских прав, снижение возраста беременных девушек и криминализации несовершеннолетних, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования, отрицательного времяпрепровождения и т.д. Эти факторы приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, криминализация среди несовершеннолетних, к разрушению личности. М. Калинкина, Журнал Государственного Управления // 2006, № 5 Важным фактором можно назвать безразличие матерей, которые оставляют своих детей, по разным причинам. Одних бросил муж и они не уверенны в своих силах, чтобы воспитать ребенка, другие являются алкоголиками и наркоманами, причин может быть очень много. Отсутствие работы у родителей, заставляет их оставлять детей в домах малютки и детских домах.

Отсутствие стабильности жизни в страны наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге - по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних, в общей совокупности численности населения нашей страны и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит разложение социальных отношений, снижается уровень общественного контроля. Следствием этого становятся разрушение браков, преступность несовершеннолетних, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и другие негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития. Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось, //Правда. - 2005. - №6

Опрошенные, социальными работниками дети были свидетелями частых ссор между родителями, они носили регулярный, почти ежедневный характер, они часто переходили в драки с вызовом милиции. Родители 34,5 % опрошенных злоупотребляли алкоголем. Еще 20,9 % опрошенных отметили, что в их семьях были хронические алкоголики, 6,3 % указали, что в их семьях имелись психически больные люди, а в 14,5 % случаев - страдающие венерическими болезнями, в 19,09 % - судимые за различные преступления, из которых более трети были связаны с кражей чужого имущества или распространением наркотиков. Довольно часто пример родителей формировал у детей склонность к бродяжничеству: около четверти опрошенных отметили, что после конфликтов один из старших членов семьи, как правило, покидал семью и возвращался лишь спустя несколько дней, а то и недель. Это воспринималось ребенком как отличный способ преодоления жизненных трудностей. В большинстве случаев родители либо полностью самоустранялись от контактов с собственными детьми, либо (в 70 % случаев) находились с ними в конфликтных ситуациях. Однако при этом лишь в 16 % случаев подростки указали, что к ним родители применяли меры физического воздействия. Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. Выпуск № 1; Москва,2006 Эти цифры, являются весомым фактором, формирующим проблему безнадзорности.

Один из основных факторов этой социальной проблемы - рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. Огромное влияние на детей - подростков в возрасте от 10 до 14 лет оказывает улица, а точнее окружающая компания, друзья. Часто родителям некогда обращать внимание на тех, с кем контактирует их ребенок. Они занимаются финансовым обеспечением своих детей, а дети в это время находятся без надзора своих родителей и совершают различные поступки, о которых родители даже не подозревают. Этот фактор не особо значимый, но все же на него следует обратить внимание.

Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме - это факты, имеющие место в наше время. Многие родители осознают недостаточность своих педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми. В ходе семейного воспитания имеют место неумение родителей управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формированию комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Журнал "Сотис", 2007 год, № 6 Ребенок пытается избегать взаимодействия с родителями, считает нужным просто уйти из дома, ищет способ, чтобы разрешить конфликт в семье - на улице.

Весомый фактор, который формирует проблему безнадзорности является неподготовленность будущих родителей к рождению, воспитанию и обеспечению своих будущих детей. Осознанное выполнение родителями своих функций и обязанностей по отношению к детям предполагает наличие у них знаний, умений и навыков реализации воспитательного процесса, а так же, выработанное на их основе, собственное отношение к проблемам воспитания и развития личности их ребенка.

Осознанное родительство определяется нами как осознание себя в роли родителя, а также теоретическая и практическая готовность к созданию семьи и воспитанию детей. Осознанное родительство включает:

осознание ответственности за себя и близких людей (супруга, детей), за воспитание своих детей;

мотивацию на рождение полноценных детей, их достойное воспитание и семейное долголетие;

этико-психологическую готовность молодых людей к браку;

адекватные реальности представления о семье, воспитании ребенка, взаимоотношениях членов семьи, их функциях и обязанностях по отношению друг к другу и ребенку;

знания и умения организовывать эмоционально - благоприятный психологический климат в семье.

Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру у своих родителей. Только в семье человек получает свой первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение фактически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.

Выделяют три группы факторов:

1) биогенные - неблагоприятная наследственность;

2) психогенные - противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями удовлетворения; между знаниями и возрастными особенностями.

3) социогенные - экономическое неблагополучие семьи, отрицательный пример родителей, чрезмерная любовь к детям, влияние СМИ, участие в неформальных объединениях, отсутствие доверительных отношений со взрослыми, беспризорность.

В процессе обучения особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных детей. Для этого нужно выявить причины этих явлений.

Рассматривая неуспеваемость, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов выделяют две основные группы причин: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся). Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), Л.С. Славина выявила, что наиболее многочисленной группой неуспевающих являются педагогически запущенные дети.

Причины порождающие неуспеваемость самые различные - это отсутствие нужных общественных мотивов учения, "интеллектуальная пассивность", неправильные навыки и способы учебной работы (неумение учиться), неправильное отношение к труду (неаккуратность, недобросовестность). Она выявила также различные причины недисциплинированности.

Оказалось, что у некоторых учащихся недисциплинированность связана с часто проявляющимися аффектами; у других - нет интереса к школе и учению, основные интересы сосредоточены на внешкольных делах; третьи хотят завоевать авторитет в коллективе особенными выходками, шутовством; четвертые привыкли не считаться с требованиями окружающих; у пятых наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность, двигательное беспокойство.

Исследования психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п. но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит "внутренний отход от школы". Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Как показывают психологические исследования, основная причина такого "отхода от школы" заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении.

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения, что связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста.

Одна из таких потребностей подростка - познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков скуку, апатию, безразличие, а порой и резкое отрицательное отношение к "неинтересным предметам". Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике

Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету. Значит, одной из главных задач педагога является создание для подростка ситуации успеха, а ее создание может быть только при индивидуальном подходе к каждому учащемуся.

Таким образом, рассматривая основные факторы возникновения безнадзорности и способы преодоления их неуспеваемости и недисциплинированности, необходимо формирование психологической компетентности субъектов образовательного процесса. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2003. - 528 с