Теоретическое обоснование реабилитационных возможностей деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы

курсовая работа

1.1 Определение сущности и содержания социально - культурной реабилитации

Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма.

Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:

1. социальную адаптацию - процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;

2. социально-бытовую адаптацию - процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;

3. социально-средовую ориентацию - процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функции индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;

4. социально-психологическую и социально-культурную адаптацию - процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально - психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и / или больших группах);

5. оказание комплекса самых различных социальных услуг: социально- экономических, социально - трудовых, социально- бытовых. Медико-социальных, коррекционных, социально - педагогических, социально - культурных и других.

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, - такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих людей с ограниченными возможностями.

На многочисленные социально ослабленные и социально не защищенные категории населения, включая в первую очередь детей - сирот и воспитанников детских домов, материально не обеспеченные и многодетные семьи, детей и взрослых с ограниченными возможностями (инвалидов), лиц пожилого и престарелого возраста и других, распространяется и их социально - культурная поддержка и реабилитация.

Это исключительно важная сфера повседневной практической деятельности государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) организаций. В данном случае речь идет о практическом решении на уровне каждого социума множества проблем, связанных с отчуждением этой части населения от культурных, духовных благ, созданием полноценной среды для их творческого самоутверждения и саморазвития.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально - культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к к активному участию в многообразных видах социально культурной деятельности. Следовательно, в основе социально - культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых - инвалидов, пожилых людей и других) - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно - досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощи этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально - культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Социальная защита и социально - культурная реабилитация лиц пожилого возраста

Государственная система социальной защиты и реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня по реализации мероприятий в области медицинской, психологической, профессиональной и социальной, в том числе социально-культурной, реабилитации. Одним из наиболее эффективно действующих механизмов этой системы следует считать разработку и проведение в жизнь на федеральном, региональном и местном уровнях проектов и программ, в том числе индивидуальных программ, социально-культурной реабилитации для отдельных категорий инвалидов, пожилых и престарелых граждан.

Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодоления социальной недостаточности инвалидов и людей пожилого возраста.

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестико-интеллектуальными нарушениями, людей с выраженным и полным физическим бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных Медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человеком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц пожилого возраста и инвалидов опирается на нормативно-правовые основы. В широком контексте эта деятельность нуждается в надежной законодательной базе. Социально-культурная поддержка незащищенных категорий населения предусматривает осуществление гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих этим категориям защиту их прав и свобод в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством, а также создание равных с другими гражданами условий и возможностей их участия в социально-культурной деятельности, различных видах досуга и творчества.

Социально - культурная реабилитация детей-инвалидов

Характерным признаком детей-инвалидов является ограничение жизнедеятельности в период становления личности и формирования высших психических функций. При работе с такими детьми следует учитывать параметры физического развития и биологического возраста ребенка, условий развития, различных патологий и характеристик эмоционально-волевой сферы. Специфика социальной ситуации развития детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.

Среди особенностей психической организации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья можно отметить негативное влияние на эмоционально-личностную сферу травмирующей ситуации, дисгармоничного стиля семейного воспитания и неадекватных установок родителей, длительных госпитализаций, что, в конечном счете, откладывает свой отпечаток и проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Также у таких детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений, недоразвитие интеллектуальной сферы. Все это свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления деятельности социального педагога в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья являются социокультурная реабилитация и психологическая реабилитация и коррекция.

Социокультурная реабилитация инвалидов - комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях. Социокультурная реабилитация может осуществляться в виде мероприятий по арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, проводимых для детей.

Арт-терапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное, художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги. Арт-терапия - это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, а особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование). Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, так как детям-инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности. Арт-терапия снимает у ребенка самые разные проявления неустойчивости настроения и ситуативной тревоги.

Сказкотерапия - один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка-инвалида. Сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия позволяет психологу установить контакт с ребенком. Данный метод основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя определенную роль, проигрывая жизненные ситуации.

Выделяют несколько видов сказок для работы с детьми-инвалидами:

художественные сказки - все литературное наследие наших предков, то, что мы собственно и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

дидактические сказки создают положительную мотивацию к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Преимущество дидактических сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может находить выход из тревожащих его ситуаций.

психокоррекционные сказки. В них метафорически отражаются эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим (мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин), так и животным, растением и пр., в зависимости от индивидуального предпочтения образа. Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь пациента. Герой психокоррекционной сказки оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает мысли и чувства, которые овладевают героем, фактически вербализируя эмоциональное состояние пациента. Далее герой психокоррекционной сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации. Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

· медитативные сказки - это сказки, способствующие процессу погружения, медитации. Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок - снятие напряжения, невротических симптомов. В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех 5 модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной). Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

Выделяется несколько направлений, актуальных в реабилитационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапии:

психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

преодоление чувства страха и неуверенности посредством сочинения сказочных сюжетов и их проигрывания;

обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;

формирование творческого потенциала ребенка-инвалида через сказки.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Необходимо предложить большое разнообразие специально подобранных игрушек для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.

Одним из основных направлений в работе с детьми является психологическая реабилитация и коррекция. Выделяют следующие принципы психологической коррекции и работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

системность, учет в коррекционной работе различных аспектов психического функционирования ребенка;

опора на ведущую деятельность ребенка, т.е. разработка конкретной коррекционной программы с учетом вида деятельности, преобладающей на данном этапе развития;

опора на сохранные звенья психики ребенка;

учет запросов родителей при разработке коррекционной программы, а также учет временного периода нахождения ребенка в стационаре организации;

постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, а также учет его физического состояния и здоровья.

Реабилитационная работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

1. Диагностический этап включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом). Беседа с родителем перед началом работы с ребенком является важным и необходимым этапом, который позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, в частности, выясняются особенности пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка. Во-вторых, беседа с родителем выявляет основные жалобы со стороны родителя, помогает учесть его пожелания при формулировании цели реабилитационных программ. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционного этапов.

2. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы следует ориентироваться на запросы со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на два направления - реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений.

Негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка-инвалида оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с пребыванием в стационаре и необходимостью проходить большое количество медицинских процедур, зачастую очень болезненных. Ребенок в ситуации стационара - это особый ребенок, так как он лишен полноценного общения со сверстниками, ограничен в возможности активно двигаться, находится в состоянии информационной депривации, т.е. не может посещать школу, развивающие занятия, кружки и т.д. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.

Таким образом, возникает необходимость работы с эмоциональной сферой: коррекция негативных функциональных состояний, проработка и проигрывание значимых для ребенка тем (например, темы здоровья болезни), обучение здоровому проявлению негативных эмоций, а также предоставление возможности выражения сильных эмоций и релаксации.

При работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать некоторые особенности: ограничения по времени нахождения на лечении, зачастую невысокую мотивацию родителей, так как они приехали получать комплекс медицинских услуг, но изначально не нацелены на получение психологической помощи. Поэтому психолог также должен проводить разъяснительную работу с родителями и врачами, работающими с ребенком.

Таким образом, несмотря на особенности и ограничения психологической и социокультурной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационара, это направление представляется необходимым и чрезвычайно важным, так как позволяет в краткие сроки решать актуальные задачи и удовлетворять актуальные психологические потребности детей и запросы родителей.

Делись добром ;)