Технологии социальной работы с бездомными детьми

курсовая работа

1.2 Особенности социальной работы с бездомными детьми

В основу социальной работы с бездомными детьми в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ. № 1338 от 6.09.1993 // Российская газета. 1993. № 189.

В 1999 году вступил в действие закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской бездомности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

В проекте Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных» прописано, что государственная социальная политика в вопросах профилактики бездомности имеет своей целью создание надлежащих условий для предупреждения бездомности, реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения их к нормальной жизни в обществе. Проект Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных». Статья 2. / Статистика и законы // URL: http://old.besprizornie.ru/facts%20@%20low1.html

Социальная работа с бездомными детьми связана непосредственно с процессами социальной адаптации, дезадаптации и реадаптации (Ю. А. Александровский, Л. Ю. Данилова, И. Ф. Дементьева и др.).

Вопросами социализации, десоциализации и ресоциализации бездомных детей занимались такие авторы как С. А. Беличева, А. В. Гоголева, А. Н. Голик, И. Ф. Дементьева, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Д. В. Ярцев и др.

Основы социальной интеграции, дезинтеграции и реинтеграции детей улиц разрабатывали такие ученые как Л. Н. Галигузова, О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн, А. М. Пригожин и И. Н. Толстых, А. А. Цыганок.

Особое место в своих исследованиях специалисты Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, В. Л. Чепляев уделяют институту социальной работы, который является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку бездомным детям.

Социальная работа с данной категорией детей направлена на выполнение широких социальных функций:

- защитительная функция. Направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья;

- профилактическая функция. Работа по раннему выявлению бездомных детей, оказание своевременной помощи, социальный патронаж семей, в которые возвращаются дети и др.;

- восстановительная функция. Осуществление мер по устройствубездомных детей, оздоровлению условий жизнедеятельности, восстановление социального статуса ребенка, укрепление его связей с основными институтами социализации;

- коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики определение системы мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей;

- оздоровительная функция. Предоставляение ребенку необходимой медицинской помощи, профилактика заболеваний, обеспечение полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

- компенсаторская функция. Замещение биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Социологические исследования М. 1998. № 8. С. 28.

В целом, анализ теории и практики социальной работы с бездомными детьми показывает целый ряд направлений социальной работы:

- социальная диагностика и социальная профилактика;

- социальный надзор и социальная коррекция;

- социальная терапия и социальная адаптация;

- социальная реабилитация и социальное обеспечение;

- социальное страхование и социальное обслуживание;

- социальная опека и социальная помощь;

- социальное консультирование и социальная экспертиза;

- социальное попечительство и социальное нововведение;

- социальное посредничество и подвижничество.

Эти виды социальной работы выступают как основными ее направлениями, так и главными технологиями.

Основные принципы организация социальной работы с бездомными детьми рассмотрены в работах Г. И. Камаевой. Камаева Г. И. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних: опыт и проблемы / Территориальные социальные службы: теория и практика. М. 2001. С. 163-167. По мнению автора, основной целью деятельности учреждений социального осблуживания является не только реабилитация, но и социализация воспитанников. Она осуществляется в тесном взаимодействии социальной, воспитательной и образовательной работы.

Работа по решению проблем детской бездомности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях.

Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения бездомных детей -- улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников.

Обзор научных подходов к организации социальной работы с бездомными детьми приводит к следующим выводам:

- во-первых, имеется достаточно публикаций, но до сих пор отсутствует комплексное и системное описание проблемы бездомности детей;

- во-вторых, имеется достаточно публикаций по отдельным процессам, связанным с социальной работой с бездомными детьми, но нет опять же комплексного и системного описания специфики социальной работы, что могло бы стать теоретико-методологической базой организации социальной работой с данной категорией детей;

- в-третьих, имеются отдельные публикации по организации реабилитации с несовершеннолетними, но нет исследований по управлению процессом социальной работы и инновационными технологиями в раскрытии сущностных характеристик целостного процесса организации социальной работы с бездомными детьми.

Однако в целом существующая система социальной работы с бездомными детьми в стране не адекватна современной ситуации и нацелена главным образом на выявление, социальный контроль и карательные акции по отношению к асоциальным семьям и бездомным детям, а также на жизнеустройство и обеспечение элементарных условий их жизнедеятельности.

Делись добром ;)