Технологии социальной работы с бездомными детьми
1.3 Технологии социальной работы с бездомными детьми
Бездомные дети не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке взрослых, государства -- в специально организованной профессиональной социально-педагогической реабилитации. Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. проф. Курбатова В. И. Ростов-на-Дону. 2003. С. 465..
В целях дальнейшего жизнеустройства часть из них направляется в интернатные учреждения системы образования, часть -- в замещающую семью, некоторые -- в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты.
Включая в себя различные направления (социальное, правовое, медицинское, психологическое, педагогическое), реабилитация предполагает осуществление специальных социально-педагогических программ в комплексе с мерами социально-правовой, социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки.
Деятельность учреждений социального обслуживания предполагает не только разные направления, но и методы и технологии социальной работы с бездомными детьми. Технология социальной работы. Учебник // ред. Е. И. Холостова. М. 2007. Глава 20.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений -- социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
Проведенный анализ литературы показал, что в социальной работе с бездомными детьми в условиях различных учреждений социального обслуживания применяются следующие технологии:
1. Работа с социальной организацией среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности: социальная реклама; информирование в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.
2. Аутрич работа («вовне -- донесение профилактической информации до несовершеннолетних, состоящих в закрытых социальных группах (потребителей наркотиков, гомосексуалов, проституток) в местах, привычных для них. Саранг А. Пособие для аутрич-работников и волонтеров программ снижения вреда от употребления наркотиков: учеб. пособие / Саранг А., Очерет Д., Ли В. М. : AFEW, 2008. 36 с.
3. Таймаут -- это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными несовершеннолетними. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. 146 с.
4. Тренинг. Активное социальное обучение социально-важным навыкам: тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности или аффективностного обучения; тренинг формирования жизненных навыков.
5. Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению несовершеннолетних: повышение самооценки или интеграция в референтную среду; познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. 256 с.
6. Арттерапия. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, -- все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
7. Гейткипинг -- это процесс оценки и планирования потребностей и обстоятельств детей, предшествующих приему в учреждение и способствующих их постепенному продвижению вперед -- возврату в родные семьи, в форму замещающего воспитания в семейном окружении Гейткипинг. Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. / Под ред. Д. Роджерс. Том 1. Санкт-Петербург, «КиНт-принт», 2010. 168 с..
8. Аналитико-преобразующий метод -- перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности: психологическая квалификация личности деформаций ребенка; профилактические, дидактические и коррекционные воздействия.
Универсальные технологии социальной работы с бездомными детьми, находящимися в социальных классифицировал Ю. А. Клейберг:
1. Технология общественного влияния: коррекция дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества.
2. Специальные или частно-педагогические технологии: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера.
3. Технология коррекции через труд.
4. Технология коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
5. Психотерапевтические технологии: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ, посечная терапия, клиент -- центрированная игровая терапия (Г. Лэндрет), терапия сказками (Д. Бретт).
С точки зрения современных социальных технологий работы с бездомными детьми, одним из направлений деятельности должна быть помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками. Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. 2006. № 2. С. 193-201.
Таким образом, практика использования технологий социальной работы с бездомными детьми показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по оказанию социальной помощи и поддержке несовершеннолетним.
Однако анализ используемых технологий показал примитивность их использования, основной акцент делается на социально-психологической реабилитации, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Поэтому для нас является актуальным в рамках курсовой работы в условиях современной практики изучить и оценить применяемые технологии в социальной работе с бездомными детьми.
.