Технологии социальной работы с бездомными детьми

курсовая работа

2.2 Анализ социальной работы с бездомными детьми в условиях центра

Социальная работа с бездомными детьми занимает особое место в деятельности Центра.

Деятельность с такими детьми выполняет 2 отделения: стационарное и отделение профилактики безнадзорности с участковой службой.

Стационарное учреждение обеспечивает временного проживание бездомных детей и подростков, выявляет причины и условия их бездомности, разрабатывает и реализует комплекс реабилитационных мероприятий, содействует их социализации, психологической и социальной адаптации, защите их прав, свобод и интересов.

Специфика социальной работы с данной категорий детей осуществляется через реализацию мероприятий:

- предоставление бесплатных социальных услуг;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- осуществление социальной реабилитации в соответствии с индивидуальными программами;

- участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания;

- оказание содействия в организации оздоровления и отдыха детей.

Анализ личных карт поступающих в Центр бездомных детей позволил выделить условные группы «детей риска» по степени беспризорности:

- «дети беглецы», которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца);

- «дети улицы», уходящие из дома постоянно или не живущие дома.

Процитируем слова заведующей стационарного отделения Центра А. С. Оюн: «В наше учреждение дети поступают буквально с улицы, часто первоначально известно только имя ребенка, поэтому первая ступень работы -- установление социальной истории и определение социального диагноза семьи».

Основная масса поступающих бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (около 80%). В возрасте 16-18 лет -- 12,5%. Наименьшее число детей -- в возрасте до 10 лет. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегут дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%.

Следует особо отметить, что все беспризорные дети и подростки стали бездомными по причине тяжелой жизненной ситуации, плохих отношений с родителями, учителями, их жестокого обращения.

Из бездомных детей, попавших в Центр, 67,3% проживали в полных семьях. Дети из неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. С отцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.

Четверть поступающих детей больны. В том числе каждая третья девочка и каждый четвертый мальчик. Причем заболевания очень разные: желудочные заболевания (гастрит) -- 20%, гиповитаминоз -- 10%, гепатит, венерические заболевания, наркомания, туберкулезная интоксикация, -- соответственно по 10%.

Характерно, что если у девочек часто встречаются венерические заболевания, то у мальчиков -- болезни иного рода. Более чем у половины из них оказалось сотрясение мозга, причем неоднократное (2-3 раза). Эта травма была получена в возрасте 6-7 лет. Сейчас этим детям по 11-13 лет, и все они состоят на учете в психоневрологическом диспансере.

Статус детей, поступивших в специализированные учреждения следующий:

- отказавшиеся жить в семье (2%);

- оставшиеся (постоянно или временно) без попечения взрослых, постоянного места жительства, средств к существованию (22%);

- задержанные за бродяжничество (76%).

В 2013 году увеличились показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра (см. рис 2.1.).

Рис. 2.1. Показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра

В стационарном отделении осуществляет свою работу социально-психолого-педагогический консилиум Центра. После определения социального статуса ребенка на консилиуме специалисты Центра совместно с органами опеки и попечительства решают вопрос о дальнейшем жизнеустройстве бездомного ребенка: возвращение в кровную семью, устройство в новую семью или направление в государственное учреждение.

Важным направлением деятельности Центра является работа с прежней семьей ребенка. Прежде чем вернуть ребенка в родную семью (чаще всего это семья малообеспеченная, многодетная или неполная), сотрудники с целью профилактики бродяжничества и попрошайничества детей ведут работу с родителями, тесно взаимодействуя при этом с районными центрами социальной помощи населения, органами внутренних дел.

При необходимости родителям оказывается помощь: медицинская (например, бесплатное кодирование), социальная (оформление пособий, помощь в трудоустройстве), юридическая (помощь в получении прописки, возвращении жилья).

В Центре сложилась определенная система профилактики детской бездомности с участковой службой Центра. Основным направлением деятельности отделения является социальная реабилитация таких детей как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией РФ, ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан раннего возраста и инвалидов», ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Республики Тыва от 24.04.2010 г. № 20-РЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Республике Тыва».

Центр осуществляет меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления -- это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время; формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей. социальный работа бездомный беспризорность

Таким образом, социальная работа с бездомными детьми и подростками в Центре включает в себя комплекс социальных услуг, которые реализуют два отделения. Сотрудники Центра понимают, что детская бездомность -- явление социальное, напрямую зависящее от отношения государства к семье в целом и к ребенку в частности, и делают все возможное для того, чтобы помочь каждому конкретному ребенку.

Результаты анализа и оценки деятельности Центра по профилактике беспризорности несовершеннолетних, позволяют утверждать, что сформировалась в целом негативная оценка этой деятельности. Данное положение подтверждается обобщением публикаций в местных СМИ по указанному вопросу.

Так, сегодня отделение профилактики Центра не справляется с возложенной на них функцией. Деятельность отделения в основном ведется с семьями по профилактике семейного неблагополучия, мало внимания уделяется работе с бездомными и беспризорными детьми. Кроме того, проводимые мероприятия направлены на работу непосредственно с детьми, ставшими беспризорниками, или теми, кто входит в группу риска, но не на устранение детерминантов беспризорности несовершеннолетних (например, пропаганда семьи, снижение уровня алкоголизации населения, повышение благосостояния и улучшение качества жизни и т. д.) и на нейтрализацию ее негативных последствий.

В настоящее время действуют лишь две формы устройства несовершеннолетнего после изъятия его с улицы: помещение ребенка в государственное учреждение на воспитание и содержание или обеспечение ребенку семейного воспитания (только приемные семьи). Наблюдается тенденция, противоречащая нормам права, по первоначальному устройству несовершеннолетних в государственные учреждения без принятия каких-либо попыток поместить ребенка в семью.

Анализ отчетной документации показал: 36% бездомных детей помещаются в различные вневедомственные структуры по ресоциализации, содержанию, воспитанию и обучению таких детей, с обязательным контролем функционирования таких институтов; 23% -- в специализированные образовательные и воспитательные учреждения; 18% -- в аналогичные учреждения общего типа; 9% -- в учреждения социальной защиты; 14% --в приемные семьи.

В ходе анализа деятельности нами усмотрено, что профилактическая работа с бездомными не в полной мере решает проблемы детей. Деятельность специалистов выстраивается как борьба с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Анализ нормативно-правовой базы Центра, регулирующей работу с бездомными детьми показал, что она не носит системного характера. Основная часть документов является дополнением федеральной правовой базы и сфокусирована на решении локальных проблем и задач.

Кроме того, сложившаяся система социальной поддержки бездомных детей ориентирована на решение уже имеющихся социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности и способствует развитию их иждивенчества.

Эффективность социальной помощи отсюда значительно снижается. Помощь детям строится как набор отдельных услуг, зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. Недостаточно развита система включения бездомных детей в систему образования и досуговую деятельность. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство бездомных детей -- выпускников Центра, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска. Деятельность по возвращению этих детей в кровные семьи проводится в режиме апробации и разработки методик и не имеет нормативного обеспечения.

2.3 Система технологий социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре

Цель социальной работы с бездомными детьми в Центре -- это, прежде всего, его жизнеустройство, а также привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.

Для реализации основной цели социальной работы, специалисты Центра в своей деятельности используют различные технологии. Каждым специалистов используются определенный набор технологий, обусловленный спецификой направления его деятельности.

Состояние несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем, большое внимание уделяется медицинской реабилитации.

Основные компоненты медицинской реабилитации -- это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.

Медицинским персоналом широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. В группах воспитатели и медработники проводят с детьми сеансы дыхательной гимнастики, самомассажа, контрастное обливание стоп, также используются природные ресурсы -- солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах.

Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности («От я до Я»), программа по восстановлению толерантного сознания («Жить в мире с собой и другими»), программа по профилактике психического здоровья («Счастливый подросток») и др.

Таким образом в реализации программ используются такие технологии, как саморегуляция, самомассаж, аутогенная тренировка и др.

Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях Центра и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.

В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки), т. к. игра -- естественное для ребенка средство коммуникации.

Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.). При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.

Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.

Так, например, технологии работы социальных педагогов учреждения включает:

- устранение неприязни к школе, учебным занятием посредством занимательного материала, игр на развитие внимания, мышления;

- ликвидация пробелов в знаниях ребят;

- развитие познавательной активности.

Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих.

Специалистами уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.

С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности воспитанники центров вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских. Дети привлекаются к трудовым десантам по уборке и озеленению территории, изготовлением различных мелких поделок.

Специалистами используются технологии по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи. Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей.

С этой целью специалисты центра используют такие технологии:

- социальный патронаж;

- социальная гостиная. Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.

Делись добром ;)