Технологии социальной работы с молодежью

курсовая работа

2.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения.

Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти; в декабре 1999 г. преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике; в 2000 г. ликвидирован, а его функции переданы Министерству образования России; с 29 мая 2008 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от № 409 преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи) для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь.

Одним из первых нормативных актов Российской Федерации в области государственной молодежной политике стал Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98 - ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». [3]

Непосредственное отношение к социальной работе и социальной защите молодежи относится и Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
№ 124-ФЗ, который регулирует правоотношения, в которых участвует младшая возрастная группа молодежи (14-18 лет). [5]

Особое место среди законов, охраняющих права и защищающих интересы молодежи занимают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г., нормы которых закрепляют право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, несовершеннолетних и в том числе, молодежи. [10]

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, которое закрепляется Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. [8]

В соответствии с Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ основными задачами высшего учебного заведения выступают не только удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования, но и сохранение, и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, а также распространение знаний среди населения, повышение его образовательного, культурного уровня и формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни, в условиях современной цивилизации и демократии. [7]

Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2004 г. № 329-ФЗ, рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. [6]

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних устанавливает Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. [9]

Особую роль в социальной работе с молодежью играет и Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других). [4]

Вывод по главе 2

Таким образом, правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на федеральном законодательстве (законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных федеральных актах); законодательстве субъектов Федерации; нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят ряд федеральных законов, ориентированных на социально-правовую защиту детей и молодежи, однако проблема остается нерешенной. Актуальными остаются дальнейшее формирование правовой базы и реализация государственной молодежной политики, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне региональной и муниципальной власти, а также активизация деятельности законодательной власти в части усиления мер по гарантированной защите прав и законных интересов детей и молодежи.

Делись добром ;)