Технология социального обеспечения

курсовая работа

2.1. Анализ современного состояния технологий социального обеспечения за рубежом.

Основной предпосылкой, обусловившей появление различных систем социальной защиты человека, была и остается рисковая природа его существования.

Общественная практика выработала несколько различных способов управления социальными рис-ками в рамках единой системы социальной защиты населения. Каждый из них имеет свои традиции и национальные особенности, что определяется специ-фикой тех или иных социальных рисков в обществе, различием в потребностях защиты разных социаль-но-демографических групп населения, государствен-ными социальными и экономическими приоритета-ми.

В настоящий момент происходит серьезное переосмысление традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы. Государство ни в коей мере не отказывается от возложенных на него обязанностей по обеспечению не-обходимых социальных гарантий, но в то же время ка-чественное улучшение и рост этих гарантий переводит в сферу индивидуального или коллективного самообеспечения. Во всех странах превалируют обязательные виды социальной защиты, основу которой составляет социальное страхо-вание -17,4% к ВВП в рамках всего Европейского Сооб-щества. Однако очевидно, что уже три европейских го-сударства вышли за рамки традиционных моделей орга-низации социальной защиты, это Великобритания, Ни-дерланды и Франция. В Великобритании социальное обеспечение, социальное страхование и дополнитель-ное личное страхование имеют приблизительно одина-ковое значение. В Нидерландах средства, поступающие на личное страхование, уже превысили размеры госу-дарственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись.[41]

В зависимости от соотношения различных элементов в общей структуре системы принято выделять различ-ные модели социальной защиты. Всегда превалировали 2 элемента: государственное со-циальное обеспечение или социальное страхование - то обычно и модели строили исходя из размера той доли средств, которую обеспечивала для социальной защиты либо универсальная система (финансируемая из государственного бюджета), либо страховая. Однако, пока можно гово-рить только о моделях социальной защиты, ориентиро-ванных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обя-зательные элементы. При всей сложности современных структур социальной защиты можно предложить неко-торый переходный вариант существующих моделей, которые представлены на рис.2.1. Реальная ситуация тако-ва, что социальное страхование остается на сегодняш-ний день наиболее распространенным и наиболее весо-мым элементом системы социальной защиты большин-ства государств. В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигно-вания государственного бюджета и в 3 раза - поступле-ния на дополнительную защиту.[41]

Рис.2.1. Современные модели систем социальной защиты.

Детальный анализ технологий социального обеспечения мне бы хотелось начать с технологии социального обеспечения Нидерландов.

С 2004 г. страна переходит на принципиально новую технологию социального обеспечения населения, где будет не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция («реинтеграция») в рынок труда.

В основе новой идеологии со-циальной политики - два принци-па: активизация трудового потен-циала домохозяйств ("Activation principle"), т.е. стимулирование граждан к активному поиску рабо-ты, и децентрализация ("Deregulation principle") соци-альных полномочий, т.е. передача исполнения социального бюджета "федерального" центра на муни-ципальный уровень. Муниципали-теты получают возможность не только самостоятельного расходо-вания выделяемых из Центра средств, но и выбора механизмов и методов социальной работы при-менительно к конкретной ситуации на территории. На "федеральном" уровне устанавли-ваются только минимальные соци-альные нормативы, социальный бюджет и размеры пособий.[2]

За счет "федеральных" трансфертов формируются два бюджета социальной помощи муниципали-тетам - социальных пособий и реинтеграции. Первый расходуется на выплату пособий по нуждаемости, второй - на содействие в поиске работы гражда-нам, обратившимся за социальной помощью. Право на получение социальных пособий с 2004 г фактически заменяется правом на получение работы. Общий бюджет социальной помощи -5,5 млрд. евро, из которых приблизительно 4 млрд, евро ассигнуются на социальные пособия и 1,5 млрд евро - на программы трудовой реинтеграции.

Гарантированный государством прожиточный мини-мум составляет примерно 1150 евро в месяц в расчете на семейную пару (при оказании социальной помощи в расчет принимается домохозяйство, а не отдельные граждане). Данный социальный норматив рассчитан 50 лет назад на основе потребительской корзины и ежегодно (по состоянию на 1 января) индексируется с учетом инфляции. Величина ПМ является одновременно и минимальным размером оплаты. Надо обратить внимание на то, что потребительская корзина остается постоянной и в отличие, например, от российской практики не пересматривается: ведь если натуральный стандарт потребления действительно минимальный (верхний предел никто не ограничивает), то нет смысла без устали "совершенствовать".

Делись добром ;)