logo
Университет третьего возраста как новая форма образовательной коммуникации

1.1 Образование взрослых в период профессиональной деятельности

Под взрослым понимается человек, обладающий физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения, а также осознающий смысл собственной жизни, свое место в социуме, свой человеческий и гражданский долг, т.е. взрослым человек становится с момента «самоидентификации личности». Получая образование, он чаще всего сочетает учебу с работой, поэтому имеет опыт профессиональной деятельности и потребность в профессиональном росте, развитии собственной компетентности, т.е. мотивированность к обучению.

Образование взрослых сегодня становится одним из важнейших направлений развития общества: сферой культурного производства, отраслью экономики, направлением социальной политики государства.

В качестве отрасли экономики, оно прежде всего связано с подготовкой и переподготовкой кадров, постоянным повышением их квалификации. Когда на смену механическим машинам в производственный процесс пришли компьютеризированные автоматы, а информация стала одним из важнейших ресурсов, перед человечеством встал вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Непрерывное образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий соответствующей подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить профессию, а человек, не повышающий периодически свою квалификацию, - удержаться в ней надолго.

Как часть культуры, образование взрослых является социальной и духовной опорой жизнедеятельности, способом накопления и развития опыта, знаний, интеллекта и личностного потенциала, самоопределения и самореализации человека как личности, что с одной стороны позволяет ему адаптироваться к индивидуальным и социальным изменениям, а с другой - оставаться в любом возрасте полноценным членом общества, не теряющим своего социального статуса даже после ухода из профессиональной деятельности.

Для государства же образование взрослых является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности, а также средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности и устойчивого развития общества, т. к. представляет собой механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, т. е. является предпосылкой ускорения социально-экономического прогресса страны.

Формирование системы образования взрослых началось сравнительно недавно - в конце XIX - начале ХХ вв. и началось оно с появления различных форм дистанционного обучения. Так, в начале ХХ в. в Англии подданным Британской короны, заселявшим отдаленные ее владения, была предоставлена возможность «учиться по почте». Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров [14, 291].

В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

Примерно в то же время в Советском Союзе появилось заочное и вечернее обучение взрослых, выполнявшее преимущественно компенсаторную функцию, т. е. устранявшее недостатки детско-юношеского образования, дававшее возможность освоить нечто новое, недавно появившееся или получить профессиональную подготовку людям работающим, не сумевшим вовремя закончить среднюю или высшую школу. В результате СССР быстро вышел на уровень полного среднего образования, а проблема высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов оказалась частично решенной.

В 1970-х гг., когда возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии, изменилось не только содержание, но и его формы образовательного процесса, перед которым теперь стояла задача не только компенсации и дополнения уровня образования человека, но и повышения квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. С этой целью во второй половине ХХ в. по всему миру появились различные курсы, факультеты и институты, а также началось развитие широкого спектра инновационных направлений образовательной коммуникации. Так, благодаря современной системе дистанционного образования, а также созданию общеевропейского обучающего пространства, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность различных образовательных структур, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления, обучение не ограничивается местожительством. Также, благодаря кредитно-модульной системе взаимозачетов, принятой в соответствии с Болонским соглашением, становится возможным свободный выбор, в каком университете Европы учиться и какие дисциплины осваивать, осуществив который, обучающийся набирает кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем может делать это одновременно в нескольких вузах. По завершении курса он получает сертификат, подтверждающий его знания, качество которых подтверждается аккредитацией курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

Также образование взрослых основывается на модели открытого образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного обучения в учебном заведении, чередование обучения с другими видами деятельности. В связи с этим возрастает роль самообразования (интенсивной самостоятельной работы учащегося в удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств обучения и согласованной возможности контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично), выступающему связующего звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическими повышением квалификации или переподготовкой специалистов, что делает обучающегося субъектом образовательного процесса и ставит перед традиционным образованием задачу вооружить человека готовностью к переподготовке, целеполаганию, самостоятельности, целеустремленности, ответственности, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации, адаптации к социальным преобразованиям, ориентации в профессиональной жизни, пониманию себя и окружающей среды, качественному выполнению различных социальных ролей.

Наиболее распространённые формы организации образования взрослых: курсовые, кружковые, клубные и общественно-организационные (сетевые образовательные сообщества, социально-образовательные проекты), дистанционные.

В профессиональной сфере они представлены секциями, обществами, школами, мастерскими, лабораториями, тренингами, лекториями и т.д).

В художественно-эстетической сфере основные формы организации образовательного процесса: студии, театры, оркестры, ансамбли, хоры и т.д.

В массовой культурно-досуговой сфере - фестивали, выставки, праздники, концерты, экскурсии (образовательные путешествия), лагеря и т.п.

Основные направления образования взрослых: учебно-профессиональное (повышение квалификации, информационные технологии, иностранные языки и межкультурное общение, экономика и предпринимательство, основы правовой культуры и т. д.), социально-психологическое, духовно-нравственное, педагогическое физкультурно-оздоровительное, экологическое (домоводство, энергосбережение, рациональное потребление и т. д.), культурно-досуговое, и др.

Процесс образования взрослых эффективнее всего реализуется в рамках следующих методологических подходов: гуманистического, личностно-развивающего, деятельностного, компетентостного, проблемно-поискового, исследовательского, кооперативного, здоровьесберегающего, рефлексивного и др., предполагающих применение инновационных методов обучения:

1. интерактивное обучение;

2. групповая творческая, в т. ч. игровая деятельность;

3. организационно-деятельностные методы обучения, основанные на технологии осознания, ориентированные на решение проблем, коммуникацию и рефлексию (познание себя и других, самооценку и взаимную оценку и т. д.);

Однако, специалисты, занимающиеся обучением взрослых, сталкиваются в своей практике с рядом существенных трудностей:

1. Характер современной работы, ее разнообразие, кратковременность и фрагментарность ряда видов деятельности препятствуют глубокому анализу практики, что приводит к незавершенности цикла обучения.

2. Преподаватели, обучающие взрослых, в силу недостаточного уровня подготовки, зачастую возводят между собой и реальностью стену из теоретических знаний, неоправданно часто избегают обсуждения конкретных проблем, подменяют их типовыми примерами и абстрактными рассуждениями.

3. Взрослым навязать обучение невозможно. Они предпочитают осваивать новое на основе собственного жизненного опыта, который может быть использован в качестве важного источника обучения, однако, будучи успешным в одних ситуациях, может привести к затруднениям в других, и рассчитывает на безотлагательное применение полученных умений, навыков, знаний и качеств для решения конкретной проблемы и/или достижения определенной цели.

4. Образование взрослых должно быть соответствующим образом организовано. Необходимо учитывать временные, пространственные, бытовые, профессиональные, социальные факторы, детерминирующие их учебную деятельность, а также стремиться создать разнообразную неформальную обстановку совместной деятельности обучающегося и обучающего, исключающую оценивание и конкуренцию на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определённой мере, коррекции.

Для разрешения противоречия между нарастанием актуальности непрерывного образования и сложностью его организации, в середине ХХ в. сформировалась новая отрасль педагогической науки - андрагогика, предметом которой являются закономерности общего и профессионального развития взрослых.