Управление экономической активностью молодежи

курсовая работа

2.Динамика экономической активности молодежи. Состояние рынка труда молодежи

Осенью 2008 года Международной ассоциацией студентов, изучающих экономику и управление (AIESEC), среди 300 старшекурсников российских вузов было проведено исследование с целью выяснить, где намереваются работать лучшие молодые умы России по окончании учебного заведения. Несмотря на кризис и достаточно тяжелое экономическое положение в стране, многие студенты по-прежнему рассчитывали найти себе рабочее место с зарплатой в несколько сот долларов, по специальности, с социальными гарантиями. Между тем, на рынке труда молодые люди ориентируются чаще всего слабо. Доходит до анекдотичных ситуаций: примерно 5% молодых людей по окончании вузов собираются устроиться в несуществующие российские компании и банки.

До 17 августа 2008 года найти работу в иностранной компании хотел каждый третий студент. После кризиса сильно возросло число «патриотов» и желающих трудиться в государствах, где экономическое положение стабильно (например, в США мечтают работать на 15% больше молодых россиян, чем раньше).

В середине 90-х годов среднестатистический студент рассчитывал на начальную заработную плату в размере 458 долларов и надеялся на увеличение жалованья до 1019 долларов в год. Кризис почти не внес в них корректив - выпускники, как и ранее, собираются получать в первой год работы 456, а во второй - 802 доллара.

Выделилась прослойка студентов, стремящихся на волне кризиса устроиться на места сокращенных высокооплачиваемых сотрудников. С другой стороны, появилась и группа, предполагающая получать зарплату менее $300 в месяц. Согласно опросу, 58% студентов 4-5-х курсов собирались пойти работать уже в ближайшем будущем.

Возможность принимать решения, творческий характер деятельности, «интересность» работы, престиж работы были определяющими при трудоустройстве до кризиса (см. приложение №2). В период кризиса определяющими факторами были высокая заработная плата и работа по специальности. В настоящий момент ситуация заметно улучшилась молодых людей теперь опять волнует возможность самореализации, а не высокий доход.

Одна из основных проблем России - ограниченная возможность открыть свое дело. Так, до кризиса только 6% студентов планировали сделать это по окончании вуза. 31% студентов собирались открывать собственное предприятие после приобретения опыта работы на другой фирме (до кризиса таких было 46%). Планы молодых людей относительно политической, научно-исследовательской, общественной деятельности, создания семьи было около 20 %.[2]

Исследования, проведенные социологами в конце 2001 г., 2002 г., показали, что материальное положение, социальная адаптация и ожидания молодежи относительно будущего заметно улучшились за последние годы и примерно сравнимы с ситуацией до кризиса 2008 г.

Наибольшим спросом у молодежи в 2002 году пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер (23%), менеджер (19%), юрист (13%), творческий работник (12%), программист (11%), предприниматель (10%). Ситуация в этом направлении не сильно изменилась по сравнению с летом 2008 году (см. приложение №1).

Сегодня для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. По состоянию на последнюю неделю ноября 2001 г. их численность составила 1,3 млн. человек, или 19,9%, и за год практически не изменилась. [17]

В итоге, по сведениям депутата Мосгордумы Владимира Васильева, на 1 февраля 2003 года в Москве было зарегистрировано 10030 безработных молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет (см. табл. №1). Естественно, реальные данные во много раз больше. И эксперты опасаются, что если не принять решительных мер по борьбе с безработицей среди молодежи в России, с каждым годом число нетрудоустроенных будет удваиваться. А, возможно, и утраиваться, учитывая крайне неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране.

Таблица 1. Распределение численности безработных в 2002 г. [4] (на конец ноября; в процентах к итогу)

Всего

В том числе

мужчины

женщины

Безработные всего

100

100

100

В том числе в возрасте лет:

До 20

7,4

6,4

8,5

20-24

15,9

16,2

15,5

25-29

12,8

13,8

11,8

30-34

13,4

13,2

13,6

35-39

15,4

16,0

14,7

40-44

12,3

11,5

13,2

45-49

10,2

8,9

11,5

50-54

4,5

4,6

4,3

55-59

5,4

6,6

4,1

60-72

2,8

2,8

2,7

Куда уйдут молодые люди, не "вписавшиеся" в официальные структуры, ясно - в нелегальные. Пусть многие сегодня склонны говорить о никчемности и извращенных идеалах поколения, "не попавшего в комсомол", зарабатывать оно хочет и готово для этого потрудиться. А вот уж о способах речи не идет. Согласно исследованию 1997 года из доклада "Положение детей и молодежи в России", 27 процентов опрошенных семнадцатилетних считают, что зарабатывать деньги, преступая закон, они считают допустимым. Социальный успех для подавляющей части молодых ассоциируется с деньгами и полной независимостью от общества. [2]

Другой особенностью российского рынка труда сегодня является избыточность предложения рабочей силы, особенно невысокой квалификации. По данным Госкомстата РФ, численность безработных за 2002 год возросла с 8,5 млн. человек до 8,9 млн. За то же время доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных выросла с 31,8 до 32%. Более четверти работающей молодежи трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Особое беспокойство вызывает то, что 25 процентов безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений, в том числе 39,5% - средней школы, 34,5% - ПТУ, 19,8% - техникумов, 6,4% - ВУЗов. Каждый пятый опрошенный испытывает страх и тревогу остаться без работы.

Проблема занятости в некоторой степени проистекает из понимания молодежью обязательств государства перед гражданами в сфере трудоустройства. На вопрос «Как должна решаться проблема трудоустройства у нас в стране?» - 31,6% опрошенных заявили, что «государство должно гарантировать работу каждому желающему». 26,3% полагают, что «государство, не гарантируя работу, должно создать систему помощи безработным в трудоустройстве». 14,7% пришли к выводу, что государство обязано «гарантировать временно неработающим лишь пособие по безработице». Лишь 15% считают, что устройство на работу - личное дело каждого. [2]

Однако сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям рынка труда, а так же о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда. Так, например, считающиеся наиболее престижными профессии экономист и бухгалтер не пользуются наивысшим спросом у работодателей.

Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи, проведенный www.career.ru и www.job.ru показал, что:

1. Большой спрос на людей, готовых работать в области продаж. Продавать предлагают самые различные виды товаров и услуг - от сотовых телефонов до бизнес-тренингов, консалтинговых услуг и корпоративных IT-решений. Работа в этой сфере - возможность задействовать не только свои коммуникативные навыки, но и знания в областях, которые связаны с тем, что вам предложат продавать. Большинство таких вакансий не предполагают обязательного наличия опыта работы - достаточно умения общаться с людьми, энергии и желания много зарабатывать упорным трудом. Похоже, люди на позиции в продажах будут нужны всегда. Это связано с высокой текучестью кадров в этой сфере, а также с быстрой отдачей от деятельности сотрудников. Однако стоит отметить, что процентное отношение таких вакансий к общему числу всех вакансий снижается. Как мы увидим, происходит это за счет того, что растет спрос на специалистов в конкретных областях, получивших или получающих соответствующее образование.

2. На втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий. Наибольшим спросом пользуются web-программисты, системные администраторы и специалисты по системам 1С. Растущая экономика и стремление компаний использовать последние технологии для обеспечения эффективного функционирования своего бизнеса приводят к тому, что все больше людей вовлекается в эту сферу. Молодые специалисты, только что получившие или получающие образование в этой области, вполне могут соперничать с более опытными сотрудниками.

3. На третьем месте вакансии для молодых специалистов с экономическим образованием, при этом стоит отметить, что спрос на таких специалистов быстро растет. Наиболее востребованы в этой области специалисты в области маркетинга, а также люди с финансовым образованием. В условиях стабилизации экономики и экономического роста компании начинают уделять большее внимание своим долгосрочным планам, стремятся организовывать бизнес, исходя из продуманной стратегии, и молодые специалисты с хорошей подготовкой в области экономики оказываются все более востребованными.

4. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, - это все, что связано с бухгалтерией, позиции секретарей, администраторов, ресепшионистов, позиции для людей с техническим образованием (здесь наиболее востребованы специалисты, умеющие работать с системами типа AutoCAD, и специалисты в области подготовки технической документации). В категорию «Другие» было включено множество разнообразных вакансий - от позиций курьеров, мерчандайзеров и интервьюеров до дизайнеров, менеджеров по персоналу, юристов и руководителей технических отделов.

Анализ компаний и предлагаемых вакансий для молодежи

1. Производственные - государственные компании, разрабатывающие и производящие различного рода технику. Берут студентов на стажировку, при этом данным компаниям в основном требуются специалисты конкретных специальностей, а зачастую и выпускники конкретных вузов.

2. Торговые - компании, занимающиеся различного рода торговлей. Торговым компаниям требуются, в основном, агенты по продажам, и специальность, которую претенденты получили в вузе, в данном случае не играет для них существенной роли. В этих условиях компании либо берут выпускников и сами их обучают, либо предпочитают брать сотрудников уже с опытом работы в данной сфере.

3. Коммерческие - компании, занимающиеся коммерческой деятельностью, не связанной с торговлей. Также берут студентов на стажировку, при этом организовывают для своих работников различного рода тренинги, что повышает привлекательность этих компаний. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Делись добром ;)