Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения

курсовая работа

1. Субъекты социальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основные понятия

1.1 Государственные и негосударственные учреждения социальной поддержки населения

Складывающаяся система социальной поддержки в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная поддержка». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». - 2008. - № 3..

Теоретическое исследование литературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий «социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь».

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: М., 1997. С. 30. .

О.А. Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность» Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 7. С. 7 - 8. .

В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.

При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п.

В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной поддержки, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности . Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России - Казань, 2005, с. 11..

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (авторы сюда относят военных ветеранов) Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2006. С. 7; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. М., 2007. С. 13; Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 201; Икингрин Е.Н., Неганов Ф.М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 15 - 16; Шарин В.И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. С. 7 - 8 и т.д..

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни».

Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной».

Недостаточная четкость и определенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями».

С другой, здесь же утверждается, что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное обеспечение».
Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектов социальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите (социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную поддержку.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную поддержку, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.

В.П.Юдин констатирует, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. С. 4. . Как следствие этого по вопросу об основных блоках или составных частях социальной защиты в литературе высказываются разные мнения.

По мнению М.К. Мироновой социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий) Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». - 2008. - № 3..

Вопрос о содержании понятий «социальная защита» и «социальная поддержка» не оставлен без внимания западными учеными.

Например, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную поддержку в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 150 - 152, 182 - 200..

Однако, наиболее четкие разграничения в понятиях, входящих в систему социальной защиты населения даны в учебнике В.М. Доброштан и статьях Н.А. Казибековой.

Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка - это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь ? это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения, социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института или социальной группы.

Важное место в системе социальной защиты занимает понятие «социальные гарантии» - это система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей Доброштан В. М. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008, с. 15..

«В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России.

При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием - физическое, умственное и нравственное совершенствование человека» Казибекова Н.А. Теоретические подходы к определению дефиниций социальной защиты населения // Проблемы современной экономики, N 3(31).

«Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку» Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации /  Транспортное дело России. - 2009. - №2. - с. 29 ..

По мнению Н.А. Казибековой, структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты - социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации /  Транспортное дело России. - 2009. - №2. - с. 30 ..

Таким образом, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Особенность социальной поддержки населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Система социальной защиты населения сегодня - это сложная, многофункциональная отрасль, от работы которой во многом зависит стабильность и социальное благополучие общества, решение проблем малообеспеченных его слоев, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Г. Скачко на основе анализа мирового опыта выделяет пять базовых институтов социальной защиты населения:

1) государственная социальная помощь (поддержка);

2) государственное социальное обеспечение;

3) обязательное социальное страхование (по закону);

4) добровольное дополнительное социальное страхование;

5) добровольное личное страхование Скачко Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2006, № 2. С. 127..

По мнению Т.Ф.Романовой, в мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь (поддержка), оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115..

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную поддержку, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы Старшинов А.Н. Указ. соч. С. 9..

А.М.Бабич, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальной защиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 1998. С. 7, 201..

Т.Д. Викулина придерживается мнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи (поддержки) и социального страхования. Однако далее в своей работе она отмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 1998. С 64, 71..

В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев:

1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание;

2) системы социального страхования, представленной федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором;

3) системой социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор;

4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства Шарин В.И. Указ. соч. С. 10-11..

По мнению А.В.Пашкова, социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 55..

М.И.Лепихов выделяет следующие организационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственную социальную помощь Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 11..

В.Е.Шарков утверждает, что правовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельности социальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5) социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых прав работников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9) защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10) благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболее важными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнению автора, социальное обеспечение и социальное страхование Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право, 2000, № 4. С. 35..

В.П.Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальное обеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование; б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественная благотворительность Галаганов В.П.. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право, 1992, № 12. С. 39..

Н.П.Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2000. С. 6..

По мнению Г.А.Коробова и В.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности система социальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг друга организационно-правовые формы - страхование и вспомоществование Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: - М., 1994. С. 64; Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации. - . М., 2004. С. 22..

Как считает Н.А. Казибекова, социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации /  Транспортное дело России. - 2009. - №2..

В системе социальной защиты она выделяет следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).

Рис. 1. Система социальной защиты населения

Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни Волгина Н.А. Социальная политика. Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2004, с. 118. .

Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.

Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:

- по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;

- по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплатКазибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации /  Транспортное дело России. - 2009. - №2. - с. 31 ..

Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»  Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 -- ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1995.-№50.-Ст.4872. .

Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.

Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям.

Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». - 2008. - № 3..

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой, при этом четко прослеживается место социальной поддержки в целостной системе.

При этом социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.

Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты и поддержки населения - субъекты социальной поддержки.

Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

Выделяют следующие группы субъектов социальной защиты населения:

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления Казибекова Н.А Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России// Транспортное дело. - 2009. - № 3..

Система социальной поддержки населения на муниципальном уровне включает в себя взаимодействующие подсистемы, которые можно представить следующим образом (рис. 2).

Делись добром ;)