Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения

курсовая работа

2.1 Социальное служение конфессиональных объединений как основа деятельности по социальной поддержке населения

Большие традиции социального служения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России.

Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания Петрова И.Э. Социальное учение и социальное служение конфессиональных организации России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 289-293.

Современные российские конфессии, в зависимости от того, на какую часть населения они ориентируются, можно разделить на три группы, среди которых наиболее влиятельные - религии, тесно связанные с этническим составом населения, география которых отражает картину расселения народов, традиционно придерживающихся этих вероисповеданий.

Наиболее крупные - православие, представленное, в первую очередь, Русской Православной Церковью (РПЦ), а также ислам и буддизм, имеющие несколько сопоставимых по влиятельности религиозных объединений.

Эти религии лежат в основе наиболее распространенных религиозно-культурных традиций, которые, взятые вместе, полностью охватывают территорию страны Конфессиональное пространство России в начале и в конце XX века// Сборник научных трудов, М, 2004..

В современной России наиболее влиятельными конфессиями уже разработаны программные документы социального учения, а также существуют устойчивые, возобновляющиеся практики социального служения.

В настоящее время социальное служение христианских церквей развивается, становясь все более высокоорганизованным и структурированным Еремин А.В. Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений/ Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений: Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им.К.Д. Ушинского, 2004..

«Основы социальной концепции Русской Православной церкви» были приняты Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // ЭКО. - 2000. - № 11. - С. 86-98; 2000. - № 12. - С. 101-109; 2001. - № 1. -С. 112-124.:

«Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни».

РПЦ ведет несколько социальных программ. Антиалкогольная программа осуществляется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится терапия с членами их семей.

Оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, особенно на территории Северного Кавказа. Помощь оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности.

РПЦ постоянно осуществляет Детские программы:

- духовно-религиозное образование,

- профессиональная подготовка воспитанников детских домов,

- помощь сиротам и детям-инвалидам,

- открытие школ-приютов,

- разработана модель «территориальных центров реабилитации детей-инвалидов» Петрова И.Э. Социальное учение и социальное служение конфессиональных организации России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 290..

Не оставляет РПЦ без внимания престарелых и инвалидов, ветеранов войн.

Нередко РПЦ действует при благотворительной и финансовой поддержке зарубежных церквей, частных спонсоров из Франции, Италии, Англии, Германии.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии активно развивает сотрудничество с фондами других конфессий, в том числе и мусульманскими.

В учебном пособии «Милосердие» Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П.Мчедлова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. 214 с. есть приложение с перечнем религиозных социальных организаций, с которыми сотрудничает РАЦ в области социальной поддержки населения, среди них:

1) Штаб-квартира Армии Спасения (Москва);

2) Христианский центр служения РО «Церковь Божия» (Москва);

3) Информационно-аналитический центр при Московской методистской церкви;

4) Христианская медицинская ассоциация при ЕХБ (Москва);

5) Департамент благотворительности и милосердия Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (Москва).

Милосердие и благотворительность в мусульманской социальной практике является фактором сглаживания социальных, межэтнических и межрелигиозных противоречийОсновные положения социальной программы российских мусульман - http://www.archipelag.ru/agenda/ strateg/ konfess/conception/islam/].

Программным документом, определяющим социальное учение российских мусульман, являются «Основные положения социальной программы российских мусульман», принятые Советом муфтиев России и опубликованные в 2001 году.

Во второй главе документа называются права и свободы человека:

- свобода совести и свобода вероисповедания;

- право на жизнь, честь и достоинство;

- право на имущество;

- право на равенство, запрещение всех форм дискриминации;

- права на безопасность, правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений;

- на образование, социальную и медицинскую помощь;

- на труд и справедливое вознаграждение за него;

- на участие в управлении общественными и государственными делами.

В третьей главе, которая называется «Ислам и социальные проблемы», указано, что для ислама характерна социальная направленность учения, которая раскрывается далее в пунктах «Отношение к неимущим», «Ислам и семья», «Запреты на употребление наркотиков и алкоголя»Основные положения социальной программы российских мусульман - http://www.archipelag.ru/agenda/ strateg/ konfess/conception/islam/].

М.П. Мчедлов так определял основы социального служения в исламе: вероучение ислама предусматривает необходимость проявления как общественной заботы о всех нуждающихся, так и индивидуальную сострадательность. Автор приходят к мнению, что в Коране достаточно четко указывается, по отношению к кому должна проявляться забота и благотворительность, а также что она должна быть оказана тактично, без всякого подобия показной щедрости, благодеяние не должно задевать чувство собственного достоинства получающего помощь Милосердие: Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. - М.: РОССПЭН, 1998. - С. 80-81..

Этой же цели служат также и целые социальные и религиозно-социальные институты, один из которых - закят - относится к числу основ ислама. Впрочем, этот принцип заложен также и в других столпах и их частях. Именно таково одно из объяснений необходимости проведения коллективных намазов, особенно джума-намазов. Поэтому образование социальных сетей в исламе не только не считается чем-то предосудительным, но даже является его неотъемлемой органической частью Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // "IslamNews" - http://www.islam.ru/pressclub/analitika/socetil/.

Сравнительный анализ социальных доктрин основных конфессий России позволяет говорить о существующем единстве понимания роли религиозных общин в деле устроения социального служения. В качестве основных элементов стоит выделить следующие:

- доступность социальной помощи людям религиозным и нерелигиозным;

- сотрудничество различных конфессиональных организаций;

- взаимодействие с государственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения, в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозных убеждений.

Таким образом, возрожденная в конце 80-х годов ХХ века благотворительная деятельность религиозных организаций России за последние годы прошла нелегкий путь к превращению в социальное служение.

Русская Православная Церковь становится полноправным субъектом социальной политики, которая направлена на социальную поддержку населения.

Российское мусульманское сообщество - не исключение, просто формирование социальных сетей внутри него связано с региональными особенностями развития.

Объединение нравственных и интеллектуальных сил государства и церкви пойдет на пользу людям.

Взаимодействие государственных структур, общественных организаций и конфессий могут в перспективе стать основным фактором объединения усилий в решении важнейших социальных проблем, в том числе и по реализации мер социальной поддержки населения.

Делись добром ;)