Уровни управления социальной работой и их особенности

курсовая работа

2.1 Уровни административного управления социальной работой

Управление социальной работой может рассматриваться с учетом как вертикального исследования разных уровней администрирования (государственной вертикали власти или системы «специалист социальной службы - клиент социальной службы»), так и горизонтального совершенствования технологий социальной работы.

Как уже было отмечено, управление социальной работой является разновидностью социального управления. Вид его определяется особенностью объекта управления, которым является человек, общности людей.

Под управлением социальной работой следует рассматривать следующие основные содержательные уровни, которые наглядно представлены на рис. 1.

Рис.1. Содержательные уровни управления социальной работой

Первый уровень - организационно-структурный.

Управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), локальном, имеет соответствующие организационные структуры: министерство, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.

Второй уровень - функциональный, выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т. е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т. д., считаются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль.

Конкретные функции - виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

Третий уровень - деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи.

Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей: он является организатором, администратором, психологом, социальным психологом, информационным работником, юристом, экономистом, политиком, предпринимателем, педагогом. Деятельность руководителей считается основой для научных исследований, развития управления как науки.

Четвертый уровень управления социальной работой - процесс, включающий следующий ряд элементов (рис. 2):

Пятый уровень управления - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями.

Шестой уровень - управление социальной работой как наука и учебная деятельность.

Рис. 2. Элементы процесса управления социальной работой

В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т. д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления , функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов.

Другая составная часть науки управления - теория или система обобщенного знания, которая на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) называется эмпирической теорией, а на уровне значительно больших обобщений - макротеорией.

Как и любая система, система управления социальной работой функционирует на основании управленческих решений.

Организация реализации управленческого решения в социальной работе включает:

Рис. 3. Организация реализации управленческого решения в социальной работе

Совокупность этапов разработки, принятия и реализации решения образует понятие цикла управления социальной работой. Управленческий цикл повторяется как бы по восходящей спирали, продвигая управленческую систему в направлении выполнения поставленной цели.

Управление социальной работой необходимо для укрепления эффективности функционирования системы социальной защиты населения и, как следствие - роста благосостояния и обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы. Управление социальной работой не выходит за рамки классических аналитических схем принятия решений и может быть представлено в виде двенадцати последовательно выполняемых ступеней, указанных в рис. 3.

Управление социальной работой имеет ряд особенностей, определяющих специфический характер описываемой деятельности:

разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

исследование организационных структур управления социальной работой;

моделирование деятельности.

Рис. 3. Аналитическая схема процесса принятия решений Лялина Е.Г., Палехова П.В., Терентьева Т.А. «Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие» ИНФРА-М, 2009. - С. 44

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности, не свойственные управлению техническими системами.

Руководители, специалисты, хорошо владеющие искусством управления - ценное общественное достояние. В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления.

Рис. 4. Субъект-объектная структура социальной работы

Субъектами управления в социальной работе являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями.

Объектами управления в социальной работе выступают социальные работники, сотрудники служб, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему управления социальной работой, являющейся составной частью социального управления.

Управление социальной работой - процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения. Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - С. 10

Рассмотрим структуру органов управления социальной работой в системе управления Российской федерацией.

Делись добром ;)