Формирование расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь

курсовая работа

1.2 Рынок труда и занятость населения в РК

В сфере занятости и социального обеспечения в качестве основных приоритетов выступают обеспечение наиболее полной продуктивной занятости населения и создание эффективно действующей системы социального обеспечения. Результатом принимаемых Правительством Республики Казахстан мер по повышению уровня жизни населения стал рост денежных доходов в среднем на душу населения, данная динамика показана в таблице . 1

Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения во 2 квартале 2011 года составили 45 788 тенге и увеличились по сравнению со 2 кварталом 2010 года на 15,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,4%. В реальном выражении денежные доходы населения по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года возросли на 6,6%.

Таблица 1- Номинальные и реальные денежные доходы населения

Номинальные денежные доходы, в среднем на душу в месяц, тенге

I I квартал 2011 года, в % к

I I кварталу 2010 года

I кварталу 2011 года

I I квартал 2010 года

I квартал 2011 года

I I квартал 2011 года

номин-альные

реальные

номин-альные

реальные

Республика Казахстан

39 612

42 389

45 788

115,6

106,6

108,0

106,1

Первенство по размерам среднедушевых денежных доходов во 2 квартале 2011 года, по-прежнему, удерживают Атырауская область, города Алматы и Астана, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 2,4 - 1,7 раза. Регионами с самыми низкими доходами остаются Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, в которых соотношение со среднереспубликанским уровнем составило 62,7%, 65,7% и 73,1% соответственно. Соотношение между максимальной и минимальной величиной номинальных денежных доходов по регионам во 2 квартале 2011 года составило 3,8 раза. Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг. представлены в таблице 2.

Минимальный размер заработной платы имеет тенденцию роста, так, 1 января 2009 г. этот показатель составлял 13 470 тенге, в 2010 г.- 14 952 тенге, а с 1 января 2011г. увеличен до 15999тенге.

Таблица 2- Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг.

Показатели занятости

Население в возрасте 15 лет и старше

I квартал

IV кв.2010г.

2009г.

2010г.

2011г.

Экономически активное население, тыс. человек

8413,5

8555,5

8610,4

8616,1

Уровень экономической активности населения, %

70,3

70,7

71,2

71,2

Занятое население, тыс. человек

7830,4

8029,3

8134,5

8141,4

Уровень занятости, в % к:

населению в возрасте 15 лет и старше

65,5

66,4

67,2

67,3

экономически активному населению

93,1

93,8

94,5

94,5

Наемные работники, тыс. человек

5199,1

5348,7

5465,9

5460,0

доля в численности занятого населения, %

66,4

66,6

67,2

67,1

Самостоятельно занятые, тыс. человек

2631,3

2680,6

2668,6

2681,4

доля в численности занятого населения, %

33,6

33,4

32,8

32,9

Безработное население, тыс. человек

583,1

526,2

475,9

474,7

Уровень безработицы, %

6,9

6,2

5,5

5,5

Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. человек

100,5

81,5

60,6

56,3

Уровень молодежной безработицы, %

(в возрасте 15-24 лет)

7,7

6,1

5,0

4,7

Уровень долгосрочной безработицы, %

2,7

2,3

2,0

2,1

Экономически неактивное население, тыс. человек

3548,8

3544,1

3487,8

3483,4

Уровень экономической неактивности (пассивности) населения, %

29,7

29,3

28,8

28,8

Значительный разрыв между отраслями существует в уровнях занятости и заработной платы. К примеру, при среднемесячной номинальной заработной плате одного работника в сентябре 2010 года в 61108 тенге 543 доллара, этот показатель был выше в финансовой сфере в 2,1 раза, в горнодобывающей промышленности - в 1,9 раза, в сфере по осуществлению операций с недвижимостью больше - в 1,5 раза. Заработная плата в обрабатывающей отрасли по состоянию на ноябрь 2010 г. составила 73 663 тенге. В таких отраслях как производство одежды, обуви и изделий из кожи заработная плата составила 37-46% от среднего уровня, сложившегося по промышленности в целом. Оплата труда в сельском хозяйстве составляет лишь половину от среднереспубликанского уровня, тогда как в сельской местности проживает свыше 40% всего населения страны. Таким образом, наблюдаются значительные, ничем не оправданные различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей, крупных и малых городов. Постепенно это привело к резкому социальному расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом разрезах. Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлено более низкими, по сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы. В этой связи можно констатировать, что более половины численности наемных работников имеют номинальную заработную плату, которая существенно ниже среднереспубликанской. Отсюда следует, что для Казахстана характерна высокая степень неравенства в распределении доходов.

Необходимо подчеркнуть, что высокая в среднем заработная плата работников добывающей промышленности скрывает дискриминационную систему оплаты труда в этих отраслях. Так, по данным средств массовой информации, местные работники получают заработную плату на порядок ниже, чем иностранцы, выполняющие аналогичную работу. Учитывая, что в добывающем секторе иностранная рабочая сила занимает значительный удельный вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев, занятых в этом секторе, намного ниже официальных статистических данных.

Правительством Республики Казахстан предпринимаются меры по привязке роста заработной платы к росту производительности труда, чтобы избежать инфляции. Привязка роста оплаты к росту производительности труда необходима при условии нормальной оплаты труда, которая обеспечивает расширенное производство рабочей силы. К сожалению, существующая в Казахстане система оплаты труда не соответствует этому требованию, а ее сохранение приведет к воспроизводству бедности в возрастающих масштабах, снижению качества человеческого капитала из-за нарастающего снижения уровня притязаний населения. Поэтому для предотвращения дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить политику доходов, которую проводит правительство республики. С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны стать значительное повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное воспроизводство рабочей силы, то есть минимальная заработная плата должна быть не меньше 2,2 размеров минимального прожиточного минимума.

Основным фактором сокращения бедности и достижения экономического благосостояния является возможность заниматься продуктивным трудом. Положение на рынке труда определяется в основном двумя группами показателей: показателями занятости и безработицы, то есть характеристиками доступности рабочих мест и показателями заработной платы.

Уровень занятости населения республики имеет тенденцию к росту: с 89,6% - в 2001 году до 94,2% - в 2010 году. Уровень безработицы, соответственно, сократился почти вдвое с 10,4% в 2001 году до 5,8% в 2010-ом. Значительно, в 3,7 раза, сократился уровень молодежной безработицы с 19,1% в 2001 году до 5,2 % в 2010-ом, при этом в 1,7 раза сократилась средняя продолжительность безработицы с 14,9 до 8,9 месяцев.

Среднемесячная номинальная заработная плата за последнее десятилетие выросла в 4,5 раза и составила в 2010 году 77 611 тенге, при этом сохраняя существенную отраслевую дифференциацию. В 2010 году самый низкий размер оплаты труда, как и прежде, остался в сельском хозяйстве и составил 36 477 тенге.

Рисунок 4- Основные показатели уровня бедности и занятости населения

Наиболее уязвимой категорией занятого населения являются самозанятые граждане, удельный вес которых в численности занятого населения остается значительным - 33,3% в 2010 году, несмотря на снижение на 9 процентных пунктов за последние 10 лет (с 2001 года). Наибольший удельный вес самостоятельно занятого населения в 2010 году по-прежнему наблюдается в регионах южной части страны - Южно-Казахстанской (19,0%), Алматинской (13,5%) и Жамбылской (10,6%) областях. Низкая продуктивность и доходы от данной формы занятости увеличивают риск бедности для самозанятого населения, оставляя его вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников. Самозанятые на селе подпадают под больший риск бедности, имея подсобное хозяйство в качестве основного источника доходов и лишаясь права на получение адресной социальной помощи. В 2010 году менее одного процента самостоятельно занятого населения являлись получателями государственной адресной социальной помощи.

Наиболее уязвимыми категориями населения, подверженными высокому риску стать бедными, по-прежнему остаются домохозяйства с большим количеством иждивенцев (имеющие в составе детей, безработных, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, студентов). В 2010 году 79,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума проживало в составе домохозяйств, состоящих из 5 и более человек, что на 14,8 процентных пунктов выше показателя 2006 года. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан 60,9% получателей адресной социальной помощи в 2010 году составили дети, 9,3% пришлись на самозанятых, 9,0% - на безработных граждан.

Делись добром ;)